Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать

Ближайший вебинар ДИСКУССИОННОГО КЛУБА

01 Мар, Воскресенье 20:00

Архив вебинаров



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


-> Публикации пользователей  Экономика == Политика 

Проблема «лишних». Почему половина россиян не работает по специальности

WorldCrisis admin
2800 дней
Дмитрий Лекух
16.04.2019 22:43
публикатор WorldCrisis admin [wc_admin]  
Темы: власть и общество , вциом , дмитрий лекух , общество , россия , рынок труда , статистика и опросы , трудовой класс , человек и общество , экономика



Любопытные данные были получены ВЦИОМ в ходе всероссийского опроса в конце прошлой недели. Как выясняется, почти половина жителей России не работают по специальности, которой обучались. В качестве основных причин этого неприятного явления респондентами чаще всего называются отсутствие возможности трудоустройства и низкая зарплата

На мой взгляд, это не совсем так.

Точнее, низкая зарплата «по основной профессии», как и недостаток профильных рабочих мест — это все-таки следствие, а не причина. Причина же кроется в том, что рекламируемый всеми профильными ведомствами «рынок образовательных услуг» даже рынком-то так по-настоящему и не стал. Да еще и пребывает в совершенно жутчайшем дисбалансе с рынком труда. И все реформы образования в своем нынешнем виде с точки зрения воспроизводства трудовых ресурсов вообще никак с этим самым рынком труда не связаны.

И это очень тревожный сигнал как для российской экономики, так и для общества в целом (большого секрета тут нет): человек, не востребованный по основной специальности, как правило, экзистенциально не удовлетворен своей жизнью, что, в общем-то, неудивительно. И, как следствие, зачастую социально неспокоен. Иной раз представляя собой настоящий «горючий материал» для тех социальных процессов, которые нашему обществу совершенно не нужны.

И это, увы, характерно не только для нашей страны: вспомним, с чего начиналась печально знаменитая «арабская весна», движущей силой «протестующей улицы» в которой стала достаточно образованная, но не востребованная работодателями молодежь.

Впрочем, давайте по порядку.

Согласно данным опроса, 51% респондентов работают по специальности, из них 58% — люди с высшим образованием. Еще 47% наших соотечественников по специальности не работают (из них 55% — со средним специальным образованием). Но еще интереснее другое: почти треть (28%, если быть совсем точными) респондентов не работали по приобретенной профессии вообще никогда.

При этом ссылаться на «мобильность рынков труда в условиях постиндустриальной экономики» неуместно. Просто хотя бы потому, что для того, чтобы получить минимально устраивающую их работу, 37% граждан проходили курсы специальной профессиональной переподготовки.

Еще 33% обучались самостоятельно. А 29% респондентов просто заявили, что и вовсе не получали никаких новых знаний и навыков для работы в своей сфере деятельности, и у них при этом, что самое удивительное, все «достаточно хорошо». Какой смысл в таких условиях удивляться как «профессиональной невостребованности граждан», так и жесточайшему кадровому кризису, в том числе и в таких сферах, как экономика и даже государственное управление.

Причины данного явления долго искать не надо, достаточно взглянуть на его генезис.

Кадровый дефицит в одних профессиях и кадровая избыточность в других изначально образовались у нас в ходе развала советской модели экономики и государственности. Когда «новой» капиталистической формации требовались специалисты в области оптовой и розничной торговли, коммивояжеры, маркетологи, агенты, трейдеры, финансисты. А носителей прежних специальностей, условных «физиков, инженеров, врачей и учителей», торжественно объявили «не вписавшимися в рынок» и отправили на свалку истории как «невостребованный материал». Так и появились в нашей с вами стране «лишние люди в условиях рыночной экономики». И тогда же, как следствие, появилась и концепция «образования как услуги». И самое главное, светлая убежденность, что и в этой отрасли, как и во всех остальных, «невидимая рука рынка» расставит все по местам.

...Невидимую руку рынка надо для начала поймать. И заставить работать: иначе она этого делать не любит, предпочитая подбирать то, что сравнительно плохо лежит.

Если вы обратите внимание, то все наши реформы в сфере образования, хоть и объявляют своей целью «включение образования в системный рынок услуг», начинаются отчего-то не с «рыночных элементов», а с реформы базовых навыков, приобретаемых в начальной школе. Потом идут через среднюю школу к высшей и средней специальной. А уже дальше, по мысли реформаторов, специалист готов и «востребованность» его на рынках теперь зависит исключительно от него самого.

Между тем с точки зрения практической экономики такая система — это очевидный нонсенс, «перевернутая пирамида»: по идее, сначала хорошо бы понять, какие именно специалисты нужны этим самым рынкам труда. Это не так сложно, на самом деле.

По крайней мере, такой инструментарий у современных специалистов в области социальных технологий есть, нужно только уметь его применять. А с этим вот значительно хуже: кадровый дефицит проник и в те сферы, которые с ним, по идее, должны бороться и этот вопрос решать. И вот именно как раз действующие и перспективные рынки труда уже и должны давать своеобразный «заказ» высшей и средней специальной школе: условно говоря, сколько приблизительно нам нужно врачей, военных, учителей, инженеров, да хоть и экономистов с юристами, ибо и эти люди тоже рынку нужны. А уже высшая и средняя специальная школы и должны дальше диктовать средней и начальной: какого качества и с какими навыками абитуриенты ей, этой самой вышей школе, нужны.

И далее по цепочке.

В противном случае результатом «социально-образовательных технологий» является тот самый торговец фруктами с хорошим высшим образованием, самосожжение которого стало поводом для той самой «арабской весны».

Просмотров за 24 часа 0 всего 1113
В обсуждении 11 комментариев
Оценок:  14   cредняя: + 0.86


Обсуждение: 11 комментариев, последний - 01.05.2019 21:13,

Просмотр и участие в обсуждениях доступно только зарегистрированным пользователям.

Регистрация на сайте так же позволит вам выставлять оценки материалам и комментариям, получать рассылки самых интересных материалов сайта, и массу других полезных возможностей!

Если вы были зарегистрированы ранее, войдите на сайт
Логин или email:    Чужой компьютер
Пароль:    Забыли пароль?


   
Если нет - зарегистрируйтесь сейчас
Логин*:
Допустимы только маленькие латинские буквы
Вас зовут*:  
(введенное имя будет использоваться для именования вас на форуме, в ваших материалах и др.)
Пароль*:    Повторите пароль:   
e-mail*:
Этот e-mail будет использован для доставки вам сообщений от сервера. Адрес скрыт от просмотра всеми, кроме вас, и не передается третьим лицам. Не рекомендуется использовать почтовые адреса сервисов hotmail.com & live.com! Эти сервисы не принимают почту от нашего сервера.
Проверочный код:

Чужой компьютер
    

Или войдите на сайт через какую-нибудь социальную сеть

вход через соцсети




>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.
Михаил Делягин

"Конец Эпохи. Том 2
Специальная теория глобализации"

pdf,fb2,epub - 800 страниц
Купить за 499р.



IN_PAGE_ITEMS=3336008ENDITEMS GENERATED_TIME=2020.02.25 23.27.35ENDTIME
Сгенерирована 02.25 23:27:35 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3336008/article_t?