Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать

Самиздатский магазин (продаёте книги без комиссий) и гонорарный журнал для профессиональных авторов: «Информаг A LA РЮС»



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


-> Публикации пользователей   Экономика  

Элита – кто они?

efram
1166 дней
 426.54
efram [efram]  
19 Апр 10:30  
Темы: макроэкономика , психология , социология

О некоторых аспектах формирования политической и экономической элит в XXI веке.


11

Элита - кто они?

Ф. Лившиц

19.04.2019

``Только мудрые могут нести заботу о

правильном образе жизни всех граждан''

Из сочинения античного философа

Платона ``Государство''.

Представления о ``мудрости'' менялись от поколения к поколению. Например, Конфуций так определял движение человека к мудрости: ``У человека есть три пути, чтобы познать мудрость: первый, самый благородный, - размышление; второй, самый легкий, - подражание; третий, самый горький, - опыт''. В Библейской энциклопедии Брокгауза, - ``человек обретает мудрость частично благодаря врождённым способностям, частично из опыта, но всегда как дар Божий''. Парадоксально, но чем люди становились более образованными, тем труднее им было сформулировать признаки мудрости. Сегодня редко можно встретить достойное определение мудрости, особенно в части управления государством, но цитат на эту тему - полное представительство человечества всех времён и народов. Толковый словарь Ожегова середины прошлого века так определял мудрость: ``Мудрость - это способность грамотного применения знаний. Большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Способность находить решение различных трудных задач... и понимание смысла, происходящего''.

Оксфордский словарь английского языка определяет мудрость(wisdom) как ``способность правильно судить по вопросам, касающимся жизни и поведения''.

Очередным парадоксом современности является факт, что ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия ``государство''. На доступном уровне понимания государство можно определить, как социальную организацию, обладающую конечной властью над людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага населению. Исторический опыт доказал, что народ, проживающий на территории любого государства не может самостоятельно им управлять и возлагает эту функцию на элиту общества.

В информационном океане интернета можно выловить сотни формулировок, что собой представляют элиты и каких только нет элит(!). Считается, что вхождение термина ``элита'' в общественные науки началось примерно с конца XIX века в связи с распространением среди научного сообщества теории биологической эволюции Ч. Дарвина. Например, К. Маннгейм (1893-1947) социолог и философ, один из основоположников направления социологии знания, предложил такую формулировку: элита (от франц. elite лучший, избранный), высший слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющий функции управления, развития науки и культуры. Элиту выделяют по различным основаниям - политическим, экономическим, интеллектуальным и др. Ещё более современная формулировка: ``элита - это руководящая верхушка официальных руководителей государственной власти, высший менеджмент финансовых и коммерческих структур, опирающиеся на поддержку средств массовой информации и силовые структуры'' (Современный экономический словарь, 1999 г.).

Проблемы формирования элит общества занимали лучшие умы человечества на протяжении всей истории государственных образований.

Платон одним из первых разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных лидеров элит.

Каждый народ формировал свою политическую культуру, отношения между массами и элитой, базовые принципы реализации власти. Чтобы укоротить историю создания Теории элит её обычно начинают с работ Н. Макиавелли, флорентийского политика и философа рубежа XV-XVI веков. В трактатах ``Рассуждения на первую декаду Тита Ливия'' и ``Государь'' он впервые рассмотрел тот комплекс проблем, которые позже развивали и продолжают сегодня теоретики социологии власти. Характеризуя его отношение к элите чаще всего приводят его следующую цитату: ``политическая целесообразность - важнее морали и закона, и правитель может и должен пренебрегать всем, кроме успеха правления. Презирать плебс, лгать соседям и подданным, предавать союзников, нарушать законы, проявлять мало милости и много жестокости, внушать подданным не только любовь, но прежде всего страх''. Школа элитизма именуемая макиавеллистской и сегодня одна из самых влиятельных.

Теории элит - это собрание исследований авторов различных поколений о том, кто и как управлял государством (в пределах их интереса), как должно выполнять эту работу, какими личностными качествами следует обладать тем, кто лучше смогут её выполнять. Мы не будем углубляться в теорию. Цель статьи - составить личностное обобщённое представление о некоторых аспектах формирования политической и экономической элит, управляющих государством в XXI веке.

Какие элиты сегодня управляют государством? Их набор обычно ограничен:

- политические лидеры, главы влиятельных политических партий, движений;

- владельцы крупных капиталов, банкиры, главы промышленно-финансовых групп;

- высшая часть государственных служащих, осуществляющих руководство организацией выполнения решений политических и экономических элит

в масштабах страны;

- генералитет, осуществляющий профессиональное руководство обороной страны;

- крупные деятели науки, культуры, средств информации, религиозные руководители, призванные формировать благоприятное общественное мнение для продвижения решений политических, экономических и военных элит.

В первую очередь попытаемся ответить на вопрос - что движет человеком, готовым взвалить на себя работу по управлению государством? Это интеллектуальная работа, которую готов выполнять человек, чьи интересы сконцентрированы на власти и материальном благополучии. Не стоит цинично относиться к этим стимулам стремления людей в элиту управления государством и упрощать до примитивизма эти цели. Власть и материальное благополучие имеют множество оттенков и их сочетание колеблется между ``адом'' и ``раем''. Чтобы попытаться дойти до некой сути вещей нам придётся постоянно отсекать от ``глыбы элит'' - ``осколки''. Первоначально отколем ``осколок'' под название ``политический лидер''. Кто такой политический лидер? Сотни формулировок, выделяющие различные качества человека в зависимости от конкретных условий управления государством от самых духовных до самых низменных, способных мобилизовать общество на действия, связанные с выполнением его идей. Например, немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900) представлял такого лидера сверхчеловеком, способного преодолевать ограничения предрассудков и обычаев, великим гением, способным творить жизнь по своей воле, не оглядываясь на мнение толпы. Такой человек, не ограниченный нормами существующей морали, возвышается над людьми, как они над обезьянами. История знает немало примеров, когда в интересах политического лидера развязывались кровопролитные войны между странами и народами, а попытки воплощения в жизнь их бредовых идей уносили жизни многих миллионов людей.

Полной противоположностью философии Ф. Ницше выглядит теория Г. Лассуэлла (Harold Dwight Lasswell, 1902 -1978) американского политолога, одного из основоположников современной политологии. Суть её заключается в том, что стремление человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноценности.

У нас не стоит задача формулировать качества, требуемые политическому лидеру на современном этапе общественного развития с учетом действующей системы власти в государствах с различным уровнем демократии. Мы хотели бы обратить внимание всего на два принципиальных изменения, наблюдаемые в современных должностных функциях работы, которую называют политическим лидерством. Первое - из лексикона современной молодёжи исчезло понятие - ``идеология''. Старшее поколение ещё помнит это слово, но вряд ли его значение. Идеология представлялась как совокупность идей, выдвигаемых от имени политического лидера государства, преобразуемых в программные документы возглавляемой им политической партии для ``воспитания'' населения в качестве активных исполнителей воли ``вождя''. В этой связи уместно будет вспомнить высказывание американского поэта Э. Паунда (Ezra Pound,1885- 1972): ``Если ты не готов умереть за свои идеалы, то либо твои идеалы ничего не стоят, либо ты сам ничего не стоишь''. И нам не удалось встретить какой-либо исторический пример, когда бы политический лидер государства осознано погиб за свои идеалы. Но идеологическая работа приносила плоды ``воспитания'' и многие другие люди действительно шли на смерть за идеалы ``вождя''. Сегодня уровень наивности населения изменился, и функция ``воспитания'' должна учитывать возможности информационной свободы благодаря созданию глобальной сети Интернета. Манипуляции, как основополагающий инструмент власти вышли на значительно более высокий технический уровень. Формирование общественного сознания уже возлагается на политтехнологов и "средний" житель государства судит о политическом лидере по тому имиджу, который создают ему телевидение и другие масс-медиа. Второе - цель ``кипучей деятельности'' политического лидера не качество жизни всего народа, живущего в границах государства, а только элитного электората, поддерживающего его политическую власть. Изменение приоритета обусловлено системой демократических выборов, которые возносят ``лидера'' на вершину политической власти в государстве, и оно приводит нас к следующему вопросу: как и какой электорат выбирает лидера?

Только революции или военные перевороты сметают прежнюю власть и выдвигают новые, ране не существовавшие в этом государстве элиты. В демократической системе власти групповые элиты путем публичных выборов с определённой периодичностью меняются местами во властных структурах, предварительно выбрав себе лидера. Сейчас нам снова придётся отсечь от общей массы элит очередной ``осколок'' - элиты, не входящие во властные государственные системы и из них, остановимся только на интересантах, вносящих значимую часть средств в избирательную компанию лидера. Многие наверняка слышали выражение "Кто платит деньги, тот заказывает музыку'' и понимают его смысл. Очень коротко рассмотрим два примера таких выборов в США и России.

Президент США избирается на 4 года, максимально может находиться на этом посту два срока подряд. Он объединяет в себе функции главы государства и правительства. Задача президента - исполнять законы, принятые Конгрессом. Ему подчиняются примерно 4 миллиона человек, работающих в органах исполнительной власти. Президент США - верховный главнокомандующий, но войну имеет право объявлять только Конгресс. Если президент злоупотребляет полномочиями или нарушает закон, то Конгресс может начать процедуру отстранения его от власти. Избирательная компания претендентов на пост Президента США длится примерно два года и требует значительных средств. В выборах постоянно участвуют представители двух самых крупных партий - Республиканской и Демократической. Система сбора средств на избирательную компанию прописана законом: каждый гражданин США может пожертвовать кандидату в президенты до 2700 долларов (обычно, рядовые граждане готовые пожертвовать кандидату, отделываются символическими суммами). Но существуют так называемые Суперкомитеты политического действия (Super-PAC), которые не ограничены законом ни в вопросе привлечения денег со стороны корпораций, ни в вопросе их трат на поддержку того или иного кандидата. Понято, что большая сумма сбора - большие возможности выборной компании претендента, а большой бизнес всегда хочет иметь влияние независимо от того, кто будет у власти.

В 2008 году Б. Обама побил все рекорды, собрав более 720 млн. долларов и выиграл ``гонку''. В последних выборах Х. Клинтон за 17 месяцев избирательной гонки потратила 897,7 млн, но ``гонку'' проиграла. Всего на ее счета поступило более 1 млрд. долларов. Д. Трамп потратил на компанию в два раза меньше - 429,5 млн. долларов. Всего он собрал на компанию 512,2 млн., при этом 56,1 млн. собственных средств. Х. Клинтон была явным фаворитом Уолл-стрит, крупных корпораций и её победа была обеспечена их финансовой поддержкой. Но хакеры одной зарубежной страны вмешались в судьбу выборов и Д. Трамп стал Президентом США (история общеизвестна).

Победивший на выборах Д. Трамп призвал всех американцев объединиться, чтобы ``возродить нацию''. Он сказал, что будет Президентом как для демократов, так и для республиканцев, подчеркнув, что его компания представляла собой движение миллионов ``тяжело работающих мужчин и женщин''. Реально его практическая политика естественно направлена на интересы элиты его электората, которая должна обеспечить его избрание на второй срок. Откровенная форма выполнения этого политического предпочтения расколола до уровня непримиримой вражды не только элиты по партийному предпочтению, но и всё американское общество.

В середине 1996 года состоялись выборы Президента России. Основными конкурентами были действующий Президент Б. Ельцин и лидер Коммунистической партии РФ Г. Зюганов. Нет смысла обсуждать известные достоинства и недостатки претендентов. На стороне Ельцина был его административный ресурс государственной власти, фантастическая работа политтехнологов, журналистов и не потому, что их всех купили, а потому, что, как они считали, на кону стояла потеря возможности жизни по образцу западного мира. Нас интересует только одна тема победы Ельцина на выборах - финансирование его избирательной компании. В своей книге мемуаров ``Президентский марафон'' Ельцин пишет, как накануне выборов 1996 года к нему пришли самые влиятельные банкиры (фамилии указаны): ``Борис Николаевич, используйте все наши ресурсы, лишь бы выборы окончились вашей победой! А то придут коммунисты - они же нас на фонарях перевешают...''. Ещё один источник: ``Financial Times'' от 18. 02. 2002 года в материале ``Ужин Анатолия Чубайса с "The FT"'' (перевод www.inopressa.ru): ``Выборы финансировала клика магнатов, взявших себе в награду государственные активы на миллиарды долларов, за которые им пришлось заплатить очень мало. Вину за это россияне тоже возложили на Чубайса. ``Если бы я оказался ещё раз в такой ситуации'', - говорит он, - ``я бы принял абсолютно такое же решение''. Это было ``фундаментальное историческое решение''. Последовавшее разграбление активов было ``ценой, которую мы заплатили за то, чтобы не позволить коммунистам вернуться в страну''. Стоит напомнить и о прямой финансовой помощи для успеха на выборах (многомиллиардные кредиты по неоднократным просьбам Б. Ельцина) ``Друга Била'' (Президента США Б. Клинтона).

Кстати именно эта же ``клика магнатов'' выбрала Б. Ельцину замену, когда он ``не по здоровью, а по совокупности всех проблем'' решил преждевременно сдать свои президентские полномочия 31.12.1999 года. Они выбрали новым Президентом человека, которому ничего не были должны достигнутым благополучием и чувствовали себя ``Королями на этом празднике жизни''. Но они ошиблись. Они обладали только капиталами, а Президент - административным ресурсом государственной власти и он "уважать себя заставил ". Вдруг выяснилось, что право на обладание ``нажитым непосильным трудом'' капиталом надо заслужить у нового Президента. Так в России сформировался новый состав экономической элиты, который своим существованием обязан лично ему. Это по инерции их называют элитой. Реально это остатки старой, укрощённой ``клики магнатов'' и новые - доверенные лица политической элиты, которая теперь самостоятельно устанавливает приоритеты направлений экономического развития страны (главное, чтобы цены на нефть позволяли держаться на плаву). Народ, несомненно, поддерживает политическую власть, обеспечившую экономическую стабильность, рост благосостояния, оптимальную среду для предпринимательской деятельности, социальную защищенность граждан.

Если представить себе численный объём упомянутых нами в начале статьи пяти элит, управляемых сегодня российским государством, то политическая элита может составить чуть более сотни человек, экономическая - до сотни, а три другие - до нескольких тысяч. Естественно каждое государство выстраивает свою элитную пирамиду - по потребностям.

Следующим вопросом, который нам интересно было прояснить - это система социальных лифтов, поднимающих людей на вершину элитной пирамиды управления государством. Исторический эталон - это системы, сложившиеся в Великобритании и Франции.

Опубликованное в 2012 году совместное исследование английских и американских ученых показало, что на протяжении целого тысячелетия политическая власть в Британии принадлежит одному проценту людей - аристократии, владеющей собственностью. Несмотря на современную демократическую систему образования и кажущееся стирание границ, британское общество сохраняет кастовый характер. В престижнейших частных школах учится больше всего детей аристократии и представителей Лондонского Сити. Наличие редких представителей других классов в элитных частных школах Англии - лишь часть процесса адаптации института Public School (частная британская школа) к социальным изменениям в обществе. Обучение в элитной частной школе можно представить, как процесс, в рамках которого детей отрывают от всего общества на десять лет с целью производства "супербританца", или истинного английского джентльмена. Следующий этап - высшее образование, колледжи Оксфорда и Кембриджа. Начиная с 20 века, основными политическими партиями Великобритании остаются консерваторы, представляющие тех, кто обладает властью и состоянием, и лейбористская партия, основанная в 1900 году как Комитет рабочего представительства и ставшая немарксистской рабочей партией. Социальный лифт для политической элиты реально открыт в лейбористской партии. Её ярким представителем является Т. Блер (из семьи юриста) - рекордсмен среди британских лейбористов по продолжительности пребывания во главе партии, премьер-министр Великобритании с 1997 по 2007 год. С 2010 года партия в оппозиции и с 2015 года её возглавляет Д. Корбин, ``левый популист''.

Великобритания пытается сохранить свои исторические особенности в части состава политической элиты. Это относится к королевской семье и Палате лордов в парламенте. Они действительно элита, но скорее имеет отношение к живому историческому наследию, чем к реальной политической власти государственного управления. Коснувшись темы Парламента Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии хочется выделить часто встречающуюся черту системы политического управления во многих государствах: на практике правительство может добиться принятия любого законодательства, кроме случаев раскола в правящей партии (пример, ``Brekzit'').

Франция обладает богатым арсеналом традиций формирования политических элит, особенно учитывая, что страна, начиная с1799 года пережила 4 революции, пожиравших как врагов, так и вождей революций. Если первая Великая Французская Революция отобрала власть у дворян и передала ее народу в лице буржуазии, то остальные лишь делили власть между различными слоями буржуазии. В 1872 году группой французских интеллектуалов в Париже была образована частная Свободная школа политических исследований. Ее предназначением было воспитание политической элиты Франции из числа выходцев из хороших семей. Потом появились и другие подобные учебные заведения со сходными задачами, превратившиеся в ``инкубаторы'' французских элит. Среди их выпускников было больше всего людей, добившихся высших позиций в политике, экономике, науке или в государственной сфере. По данным французского исследователя Ж. Шарло, в период 1899 -1940 гг. французские правительства имели следующий социальный состав: представители традиционной аристократии 4%, крупной буржуазии 37%, средней буржуазии 33%, мелкой буржуазии 17%. Научно-техническая революция, начиная со второй половины XX века привела к тому, что главным источником политической элиты в стране становится - Эколь Политекник (Ecole Polytechnique), одна из самых сильных инженерных школ во Франции, которая играет гораздо большую роль, чем Лига Плюща в США. Формально главным условием элитного продвижения признаются знания и профессиональная компетентность, а значение семейного экономического капитала уменьшилось. Но одновременно увеличился вес культурного капитала, также передаваемого по наследству, приобрести который можно только в семье и в среде обитания. Начиная с 70-80-х годов XX века, вся французская политическая жизнь строилась на противостоянии правых и левых партий. Каждый француз относил себя к тому или иному политическому флангу, причем обычно это передавалось из поколения в поколение. Последние президентские выборы в Пятой Французской Республике прошли в 2017 году. Выборы 2017 года стали первыми в истории республики, когда во второй тур не вышли представители обеих ведущих партий -- неоголлистов (республиканцев) и социалистов. Борьба развернулась между представителем нового движения ``Вперед!'' Э. Макроном и лидером правого Национального фронта М. Ле Пен. Президентом республики был избран Э. Макрон. Он родился в семье профессора неврологии. Образование получил в парижском Институте политических исследований (Sciences Po) и в бизнес-школе HEC Paris, где изучал право и бизнес. Состоял в Социалистической партии с 2006 по 2009 год. Последняя занимаемая должность - Министр экономики, промышленности и цифровых дел в предыдущем правительстве при Президенте Ф. Олланде. В апреле 2016 года он создал движение ``Вперёд!'' (впоследствии реорганизованном в партию ``Вперёд, Республика!''), которое он объявил ``ни правым, ни левым'', став самым молодым Президентом в истории Французской республики.

Парламенты (как бы они не назывались) в демократических государствах имеют непосредственное отношение к законодательной форме управления государством и с этих позиций их можно отнести к числу ``избранных'' именуемых элитой. Профессиональные качества к законотворчеству этой элиты не являются определяющими в системе их выбора в Парламент. Их выбирают по признакам, не имеющим никакого отношения к будущей профессиональной деятельности, а в последующем, к активистам законотворчества предъявляют претензии в их некомпетентности. Руководители партий выбирают их по признаку лёгкости в управлении, народ (если приходится) - глазами и ушами, а зачем избираемым такая работа? Не хочется думать об уровне их наивности относительно реальных возможностей управлять государством. Если только уровень номинальной власти и материального обеспечения представляется им достаточным?

В качестве уникальной специфики формы работы Парламента стоит упомянуть работу парламентариев Швейцарии. Исторической особенностью Швейцарии была идея непрофессионального парламентаризма, когда законодательные органы власти как на федеральном, так и местном уровнях формируются из депутатов, работающих на общественных началах. Депутаты приезжают в Берн четыре раза в год на трёхнедельные парламентские сессии, не оставляя при этом своей обычной профессии. Целью было сделать так, чтобы парламентарии не превращались в недоступный и закрытый от общества политический класс, чтобы в обществе не возникала изолированная политическая ``элита''. Это не способствует их профессионализму, но существенно снижает государственные расходы на содержание. Государственное содержание парламентария Швейцарии (его доход) в 1,2 раза выше средней зарплаты по стране. Самый высокий доход среднего парламентария в Бразилии - в 10,6 раз выше средней зарплаты по стране, на втором месте Россия - 5,8, США - 3,1, Великобритания - 2,6, Франция - 2,2.

Следующий вопрос, который нам хотелось бы прояснить - по каким признакам определяется экономическая элита, управляющая государством? Если кто-нибудь попытается найти в интернете смысловое содержание постоянно употребляемого словосочетания ``экономическая элита'' ему будет легко оценить глубину одной из ``Мысли'' М. Жванецкого: ``А вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть комара? Далеко-далеко. Он не летит. То если он летит - но сам по себе и плюет на вас''.

Факт владения или управления материальной формой капитала не делает человека экономической элитой, управляющей государством. В США сегодня число миллионеров превышает население Швеции, а владеющих состоянием свыше 25 млн. - 173 тысячи. Некоторые из них по роду своей деятельности могут относится к совершенно различным общественным группам элит. К экономической элите их не позволяет отнести даже участие в финансировании избирательной компании претендента на должность в системе государственного управления любого уровня. Вклады крупного бизнеса в избирательные компании рассматриваются ими как инвестиции капитала. Как известно, политик желающий быть избранным просто обязан говорить только то, что электорат хочет от него услышать и обещать только то, что от него ждут. К этому его готовят политтехнологи, а программы пишут специалисты, советуясь с авторитетными представителями электората и доверенными лицами из ``Фабрик мысли''. Приход к власти политика, партии (политического блока) в значительной степени предопределяется экономической программой, которую они обязуются реализовать в случае обретения власти.

Экономическая элита, управляющая государством возникает, если на выборах побеждает их кандидат и реально проводит государственную политику (каждый на своём уровне), соответствующую их финансовым или экономическим интересам. Эти люди, как правило, находятся вне формальной системы управления государством и не стоит примитивно понимать, что они буквально указывают представляющим их интересы политической элите, как и что надо делать т.е. руководят ими. Конечно, при необходимости, представители политической элиты обсуждают с представителями экономической элиты текущие проблемы экономического развития в стране, но о реальном контроле и управлении экономикой основными инвеститорами избирательных компаний в демократической стране речи быть не может. Это правило, из которого всегда могут быть исключения. Те, кто думают, что исключения перекрывают правило должны представить себе олигарха, дающего указание или контролирующего действия нынешних Президентов США, России. Политическую власть трудно завоевать, но не менее важно её удержать. И в этой связи особую роль играет поддержка экономической элиты, обеспечивающей достойный материальный уровень жизни населения в стране, не забывая и о личных интересах. Политическая элита тоже помнит о них, так как государство всегда входит в число крупнейших потребителей товаров и услуг.

Ярким примером появления такой экономической элиты является выбор Президентом США - Д. Трампа. В течении 50 лет политическая элита США проводила государственную политику в интересах экономической элиты, зарабатывающей свои доходы путём создания транснациональных компаний и развития преимуществ мировой глобализации. Это направление естественно подавляло развитие традиционного бизнеса на территории страны. Д. Трамп вступил в должность Президента США как представитель крупных инвеститоров его избирательной компании, заинтересованных в проведении протекционистской экономической политики. Он реально проводит в жизнь эту политику, а эти инвеститоры его избирательной компании превратились в новою экономическую элиту, сменив ``на посту'' команду экономической элиты, поддерживавшую предыдущего Президента.

Хотелось бы обратить внимание, что протекционистская экономическая политика Д. Трампа не может остановить мировой процесс экономической глобализации так как в продолжении его развития заинтересована взращённая за 50 лет мировая экономическая элита. Она уже обрела свободу перемещения всех форм капитала, товаров, услуг и личного передвижения по миру и никому не позволит вновь вернуть её в пределы только одного государства, каким бы значимым оно не было. Собираясь, например, в Давосе они совместно с политической элитой мира обсуждают проблемы развития целого мира и это совершенно другие ощущения значимости их власти.

И в завершении рассматриваемой темы, связанной с политической и экономической элитами, хотелось бы коснутся проблемы меритократии.

Меритократия - власть достойных (от лат. meritus - достойный и греч. kratos - власть). Смысл - руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. Теория развития талантов возникла на идеи противопоставления аристократии и демократии. Она предполагает создание начальных условий для объективно одарённых и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение на принципах свободной конкуренции. Сегодня, например, многие компании в Кремниевой долине проповедуют меритократию как принцип управления, при котором на продвижение сотрудника по карьерной лестнице влияют только его способности и достижения. В рамках целой страны внедрить меритократию пока удалось только Сингапуру. Но любая государственная власть воспринимает себя как власть достойных. Нам представляется, что принципы меритократии на уровне государственного управления могут быть реализованы только в процессе эволюции в обществе, когда искусственный интеллект будет объективным инструментом определения - достоин ли этот человек участвовать в руководстве государством (или мира).

Заключение:

1. Политическая элита государства - это те, кого мы выбираем глазами и ушами для управления государства, в котором живём.

2. Экономическая элита государства - это те люди, чьи инвестиции в избирательную компанию обеспечили выбор политической элиты, обязавшейся приоритетно решать их финансовые или экономические проблемы и которые в свою очередь обеспечивают поддержку политической элите в последующем удержании власти.

3. Демократия - худшая форма выбора политической и экономической элит, но лучшей человечество ещё не придумало.

4. Однажды известного английского философа Бертрана Рассела спросили: готов ли он умереть за свои убеждения. Конечно нет, - ответил он, - ведь я же могу и ошибаться.

Литература:

1. Психология политической деятельности

http://azps.ru/polpsy/lib/theory_doings.html

2. Элиты, массовые группы и переделы политики: методология и практика сравнительного анализа

https://www.comparativepolitics.org/jour/article/view/240/262

3. Теории элит

http://www.grandars.ru/college/sociologiya/teorii-elit.html

4. Типы политических элит

http://kulturoznanie.ru/politology/tipy-politicheskix-elit/

5. Влияние экономики на политические процессы в обществе

http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=814

6. Политические лидеры

http://www.grandars.ru/college/sociologiya/funkcii-politicheskih-liderov.html

7. Клинтон потратила на предвыборную кампанию в два раза больше Трампа
https://www.rbc.ru/politics/07/11/2016/58172d119a79478828b87ccc

8. Выборы Президента РФ в 1996 году. «Семья»: победа любой ценой

https://psyfactor.org/polman3.htm

9. Любовь к Владимиру П.

http://zavtra.ru/blogs/2005-07-2721

10. «Это признание. Вдохновляет»

https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/01/30/75323-nu-eto-priznanie-vdohnovlyaet

11. «Кремлевский список» минфина США. Кто попал?

https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/01/30/75324-kremlevskiy-spisok-minfina-ssha-polnostyu

12. Б. Ельцин: «Путин продолжит линию Ельцина на демократию»

https://aillarionov.livejournal.com/1082753.html#/1082753.html

13. Элита и власть

https://tvkultura.ru/anons/show/episode_id/1896474/brand_id/20903/

14. Частные школы Британии: как формируется элитный класс Туманного Альбиона
https://www.vestifinance.ru/articles/108883

15. Историография

http://annuaire-fr.igh.ru/system/articles/pdfs/000/000/319/

original/e40c8ca8b14d9f352e2e4d225be56d77b019b294.pdf?1514270919

16. Современная политическая элита Франции

http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/500/sovremennaya-politicheskaya-elita-franczii-8419

17. Швейцарский парламент -- самый дешевый в мире?

https://www.swissinfo.ch/rus

18. Всемирный экономический форум: элита собирается «для решения мировых проблем»

https://inosmi.ru/politic/20180130/241321024.html

19. Трансформации власти и социального влияния в условиях глобализации

http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1808

Просмотров за 24 часа 2 всего 176
В обсуждении 2 комментария
Оценок:  5   cредняя: + 1.60


Обсуждение: 2 комментария, последний - 22.04.2019 15:57,

Просмотр и участие в обсуждениях доступно только зарегистрированным пользователям.

Регистрация на сайте так же позволит вам выставлять оценки материалам и комментариям, получать рассылки самых интересных материалов сайта, и массу других полезных возможностей!

Если вы были зарегистрированы ранее, войдите на сайт
Логин или email:    Чужой компьютер
Пароль:    Забыли пароль?


   
Если нет - зарегистрируйтесь сейчас
Логин*:
Допустимы только маленькие латинские буквы
Вас зовут*:  
(введенное имя будет использоваться для именования вас на форуме, в ваших материалах и др.)
Пароль*:    Повторите пароль:   
e-mail*:
Этот e-mail будет использован для доставки вам сообщений от сервера. Адрес скрыт от просмотра всеми, кроме вас, и не передается третьим лицам. Не рекомендуется использовать почтовые адреса сервисов hotmail.com & live.com! Эти сервисы не принимают почту от нашего сервера.
Проверочный код:

Чужой компьютер
    

Или войдите на сайт через какую-нибудь социальную сеть

вход через соцсети




>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.



IN_PAGE_ITEMS=3338700ENDITEMS GENERATED_TIME=2019.05.26 14.34.12ENDTIME
Сгенерирована 05.26 14:34:12 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3338700/article_t?