Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать

Самиздатский магазин (продаёте книги без комиссий) и гонорарный журнал для профессиональных авторов: «Информаг A LA РЮС»



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Акт Исторической Свободы!

Гефтер, действительно, выехал за пределы марксизма. В его времена (60-е-70-е гг.), когда историки находились в дискурсивном поле марксизма грубые формы "исторического детерминизма" подвергались критике. Но в этом вопросе надо было вырабатывать "золотую середину", вокруг этого и шла борьба. Понятно, что многие отстаивали простую идею того, что в каждой исторической ситуации были "альтернативы", т.е. "исторический выбор". "Правильный марксизм" (без догматизма) учил о том, что победила более сильная (и исторически прогрессивная) альтернатива. Или наоборот: произошла "реакция", "откат" и т.д. Но сам выбор мыслился исключительно в рамках исторического "суперрационализма", т.е. участники исторической развилки должны были сделать выбор между очевидными "сценариями будущего" (либо в белую армию, либо в красную армию, либо за ликвидацию крепостного права либо за сохранение и т.д.).
Между тем Гефтер, который погрузился в принципиально другое, "визионерское", осмысление истории, противопоставил этому другое понимание: в некоторых исторических ситуациях люди стоят на пороге будущего (и выбирают его), когда оно совершенно неясно и его невозможно уверенно сформулировать на языке "рациональных альтернатив". То есть люди буквально "ввергают себя в будущее", энергично двигаются вперед в неизвестность. И получалось, что с точки зрения Гефтера, "свобода" - это "осознанная необходимость" не в том смысле, что "свобода" - это осознание прогрессивности одной из альтернатив, а свобода - это экзистенциальная способность человека ввергать себя в абсолютно непрозрачное, ничем не гарантированное, не имеющее ясных контуров будущее. Действительно, это понимание "свободы - как исторического творчества" напоминает о Бергсоне, а с другой стороны, и с концепцией свободы Бердяева (с текстами которого Гефтер, наверняка был знаком). 
Для марксизма это был, конечно, слишком сильный вылет с орбиты той "рациональной прозрачности" истории (интеллигибельности, говоря кантовским термином) и всякого "детернимизма". Так что надо считать, что Гефтер в этом аспекте уже не был ни марксистом, ни неомарксистом.
Но все это вдруг сегодня ночью "приложилось" у меня к украинским выборам. Разве перед нами не пример того, о чем говорил М.Гефтер: рациональная альтернатива Порошенко-Зеленский аргументируется миллионами людей в эти дни, каждый находит какие-то рациональные аргументы, при этом все чувствуют, что совершают какой-то "акт исторической свободы", ввергая себя в малопрогнозируемое будущее. Общество, как "колумб" принимает решение не повернуть дальше, а плыть в направлении "индии" (которой возжожно нет или она неизвестно где) и долждны будут принять для себя последствия этого решения. Конечно, такие исторические ситуации радикально отличаются от простых исторических "развилок" (брать кредит ММФ или нет, принимать этот законопроект или нет). То есть тут чистейшее "экзистенциальное" историческое творчество людей, которые устремляются всем своим составом в "неизвестное будущее". Конечно, это демонстрация акта "исторической свободы".





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.



IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2019.05.27 03.00.11ENDTIME
Сгенерирована 05.27 03:00:11 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3339184/article_t?IS_BOT=1