Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать

Ближайший вебинар ДИСКУССИОННОГО КЛУБА

28 Янв, Вторник 20:00

Архив вебинаров



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Из истории испытаний танка Т-34

Сразу оговорюсь - оригиналов протоколов испытаний советской бронетехники, направленной в США в 1942 году, я не видел.

Возможно, их вообще никто в Союзе не видел, и все отсылки к "абердинским протоколам" имеют в своей основе наши документы ГРУ и ГАБТУ, которые можно прочитать по ссылке:

https://yuripasholok.livejournal.com/1742246.html

Оговорюсь  также, что эти документы неоднородны по стилистике, иногда в них содержатся фразы типа "американцам нравится, американцы не могут понять", иногда текст идёт прямо от имени испытателей Абердинского полигона. Кроме того, человек, составлявший их, как минимум, не владел американской неметрической системой измерений, да и пассажи про "только саботажник" и "нечеловеческую жестокость" смотрятся лишними и чужеродными.

Возможно, официальные результаты испытаний всё же поступили в СССР , и разночтения в оценке баллистики пушек, прицелов и оптики танков, формы корпуса КВ в разных русскоязычных отрывках объясняются именно нюансами перевода. Авторы цитированной статьи подают информацию так, как возможно, лишь опираясь на оригинал - но даже если он был в их распоряжении, вряд ли это перевод полного текста.

Но, в любом случае, можно достаточно уверенно предположить, что танки, отправленные союзникам, не были новыми (Т-34 выпуска до появления литой башни "гайки", КВ ранних серий, не КВ-1С, более того - танки были в эксплуатации до отправки и в любом случае не являлись специально подготовленным "экспортным" вариантом.

ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Текст по первой ссылке, фрагмент, непосредственно относящийся к американским испытаниям:

Осенью 1942 года в США для ознакомления и испытаний были направлены танки Т-34 и КВ-1. Танки прибыли на Абердинский полигон (штат Мериленд) 26 ноября 1942 года. С 29 ноября 1942 года были начаты их испытания, продолжавшиеся до сентября(танк Т 34) и ноября 1943 года (танк КВ I).

Отчет доклад по испытаниям танка Т 34 утвержден полковником G.S. F.ddy – начальником Управления материально технического снабжения, подполковником G.B.Garrett – начальником отдела иностранного оборудования и капитаном J.V.KIima – офицером испытателем Управления.

Отчет-доклад об испытании танка КВ 1 утвержден фактическим начальником Управления полковником J.E. Simon, подполковником G.B. Garrett и капитаном J.V. Klima.

Испытания танков проводились но объединенной программе С.0.451.35/ 3864(R) – 451.21/723, разработанной американскими военными специалистами Абердинского полигона. Вследствие выхода из строя двигателей после 72,5 часа работы (танк Т 34) и 66,4 часа работы (танк КВ-1) не были выполнены следующие разделы программы:

– стендовые испытания двигателя;

– определение глубины преодолеваемого брода;

– преодоление подъемов.

Испытания танка Т-34 проводил офицер испытатель W.C.Ckristopher, он же, совместно со старшим лейтенантом Y.D.Sewell, проводил испытания танка КВ-1. Испытаниями руководил капитан N.S.Trumbl.

Программы испытаний танков Абердинским полигоном, в части объема, в сравнении с нашими программами полигонных испытаний принципиальных отличий не имели. Полнота специальных и лабораторных испытаний танка в целом и его агрегатов была обеспечена развитой материально-технической базой.

В приведенных ниже оценках отдельных узлов, агрегатов и танков в целом (иногда противоречивых), сохранен, по возможности, американский стиль изложения.

ИСПЫТАНИЯ ТАНКА Т-34

За время испытаний танком всего было пройдено 418 миль (665км), из них:

а) по шоссе – 209 миль (336 км);

б) по гравийной дороге – 3 мили (5 км);

в) по пересеченной местности – 201 миля (324 км).

Двигатель за это время всего проработал 72,5 часа, из которых – 58,45 часа под нагрузкой и 14,05 часа без нагрузки.

Всего при прохождении 665 км в период с ноября 1942 года по сентябрь 1943 года произошло 14 поломок и не исправностей.

Оценка отдельных узлов, агрегатов и танка Т-34 в целом

1 . Броневой корпус

«Выбор углов наклона броневых листов корпуса и башни указывает на превосходную снарядостойкость…»

2. Вооружение «Огневое могущество можно сравнять с танком М4 (США), гак как русские танки имеют 76 мм пушку, начальная скорость бронебойного снаряда которой превышает начальную скорость бронебойного снаряда 75 мм пушки МЗ (США) – приблизительно на 100 футов/ сек (30,5 м/с)».

«Дополнительные пулеметы надежны, очень простой конструкции, легко изготовляются и устанавливаются».

3. Приборы прицеливания н наблюдения

«Прицелы отличные, а смотровые приборы не отделаны, но весьма удовлетворительные. Общие пределы обзорности – хорошие».

4. Двигатель

«Двигатель очень легок для своих размеров, так как большая часть деталей изготовлена из алюминия. Чувствуется стремление к компактности. Расходы топлива и масла – умеренные. Охлаждение двигателя не удовлетворяет требованиям наших (США) стандартов и если бы оно не компенсировалось самой конструкцией двигателя, то срок службы двигателя значительно бы сократился. Система воздушного запуска является дополнительным эффективным способом… Ее следует изучить как надежный вспомогательный метод запуска».

5. Воздухоочиститель «Некоторые детали воздухоочистители, видимо, ручного изготовления, вследствие чего они не могут быть взаимозаменяемыми с соответствующими деталями других воздухоочистителей. Это особенно заметно по расстояниям между шестью зажимами, поддерживающими фильтрующий элемент и двенадцатью зажимами, скрепляющими нижний перфорированный круг с фильтрующим элементом. Кроме этого, конструкция воздухоочистителя такова, что войлочная прокладка в фильтрующем элементе не имеет возможности плотно прилегать к центральной трубке в масляной ванне. Испытываемый воздухоочиститель по типу принадлежит скорее к воздухоочистителям с влажным фильтром, чем к воздухоочистителям с масляной ванной. По имеющимся сведениям о применяемых у нас (в США) воздухоочистителях с влажным фильтром, эффективность русских воздухоочистителей сравнительно невелика и они удерживают слишком мало пыли. Это было подтверждено позже, после выхода из строя двигателя, когда внутри двигателя оказалось большое количество пыли. Этот воздухоочиститель совершенно не годится для данного двигателя».

Воздухоочиститель танка Т-34

1 – нижний поддон; 2 – верхняя съемная крышка; 3 – верхняя сетка; 4 – нижняя сетка; 5 – провопока-канитель

6. Главный фрикцион

«Значительные затруднения встретились при испытании главною фрикциона, особенно при его выключении…»

Главный фрикцион, установленный на двигателе танка Т-34

1 – вентилятор: 2 – нажимной диск: 3 – болты крепления вентилятора к маховику: 4 – ступица: 5 – зубчатый венец: 6 – установочный штифт зубчатого колеса: 7 – внутренний барабан; 8 – болт крепления ступицы; 9 – гайка крепления нажимного диска

7. Коробка передач

«Управлять танком было легко, кроме переключения на третью и четвертую передачи. Переключение передач в этих коробках затруднительно и вызывает быструю утомляемость водителя. Американские коробки перемены передач, применяемые в танках, стоят намного выше не только по легкости управления, но и по минимальному количеству требуемых регулировок…»

8. Бортовые фрикционные тормоза

«Значительные затруднения встречались при испытании бортовых фрикционов. Следует отметить, что в присланных запасных частях были новые бортовые фрикционы, что указывает на то, что русским известна ненадежная работа этих агрегатов. Основная трудность заключалась в управлении танком с помощью бортовых фрикционов. Механизм управления – бортовые фрикционы и тормоза – нуждаются в постоянной регулировке. Бортовые фрикционы оказались наиболее эффективными при движении по мягкому грунту и грязи, вследствие чего танк легко двигался по проселку».

9. Ходовая часть «Стальные траки и пальцы свидетельствуют о непродолжительности службы, поскольку после 413 километров пробега уже выявился заметный износ. Сцепление гусенице грунтом хорошее. Значительный интерес вызвала подвеска этого танка, она очень хорошо выдержала испытания и в течение испытаний незначительно износилась. Образец опорного катка этого танка был отправлен в Детройт для дальнейшего исследования. Однако танк не обладает плавностью хода, которая обеспечивается торсионной подвеской. Танк сильно раскачивается в продольном направлении. Плавность хода оказывает огромное влияние на стрельбу схода и проведенные сравнительные испытания на гофрированном участке дороги показали, что в этом отношении наш танк М4 значительно лучше».

Коробка перемены передач, поставленная в вертикальное положение (для удобства разборки и сборки главного фрикциона)

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ТАНКА Т-34

«Хотя по первому впечатлению от состояния среднего танка Т 34 он показался новым (последнего выпуска), но эксплуатация его и ознакомление с результатами испытаний показали, что, возможно, этот танк не новой модели, скорее старой, полностью переделанной и переоборудованной.

Русский средний танк Т-34, в основном, хороший танк, удобный для массового производства полуквалифицированной рабочей силой. Отмечено было недостаточное качество изготовления всего танка. Некоторые отличительные особенности этого танка:

1. Низкий силуэт с приятный внешним видом.

2. Простота конструкции.

3. Хорошая проходимость.

При том небольшом объеме испытаний, которым был подвергнут этот танк, есть основания считать, что он обладает более высокими эксплуатационными скоростями, меньшим сопротивлением качению и лучшей проходимостью, чем американский танк М4, но уступает ему в тщательности изготовления и надежности в работе.

Следует отмстить большое сходство между русским средним танком Т 34 и американским средним танком Т4 Кристи. Обращает внимание грубая газовая резка брони и грубая пригонка в местах, не требующих хорошей обработки. Принципы конвейерного производства были также ис- пользованы при сборке отдельных частей, что указывает на явное стремление к массовому производству.

Сопротивление движению колебалось между 43 и 60 фунтами (21 и 27 килограмм) на тонну, что служит прекрасным показателем для танка, имеющего стальную гусеницу с сухими пальцами и что можно отнести за счет большого диаметра опорных катков и ведущих колес с роликами.

Сравнение данных показывает, что хотя тяга на крюке среднего американского танка М4А2 больше, чем у русского танка, последний имеет гораздо больший диапазон скоростей и сохраняет также сравнительно большую тягу на крюке на всех скоростях, тогда как сила тяги на крюке среднего танка М4А2 быстро падает с увеличением скорости движения.

Сопротивление движению танка Т 34 значительно меньше, чем наших танков. В среднем оно приблизительно на 30% ниже, чей у танка М4А2 и на 44% ниже, чем у британского пехотного танка МК.

Благоприятная картина сравнения русского танка с американским средним танком, так как он дает ускорение также быстро, как и танк М4А2 и гораздо быстрее, чем британский пехотный танк МК 4.

Мы считаем, что уход за этим танком был такой же, если даже не лучше, чем за любой другой испытываемой машиной. Двигатель вышел из строя от комбинации причин, а именно: недостаточного умения обращаться с этим танком и плохой конструкцией воздухоочистителя.

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Как-то так - вырисовывается довольно взвешенная оценка.

Отдельно стоит упомянуть тему с механизмом поворта башни . Теоретически электропривод лучше, чем гидромотор, скорость горизонтальной наводки не зависит от оборотов и нагрузки на ходовой двигатель. Но электромотор нужен хороший.

Вроде бы, именно из-за примения гидропривода "Тигр" не мог целиться и стрелять на ходу (привет фильму "Ярость").

И, кстати, кто знает, как заводится "Тигр", если сел аккумулятор?

У всех танков были свои плюсы, и у Шермана, минимум,  два - стабилизатор орудия и (на части выпусков) - "мокрая боеукладка".

"Танкосрач" может длиться до бесконечности, да, но не отменит ни оценок Т-34, полученных от немецких генералов, ни итогов Войны.





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2020.01.26 09.58.08ENDTIME
Сгенерирована 01.26 09:58:08 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3405492/article_t?IS_BOT=1