Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать

Ближайший вебинар ДИСКУССИОННОГО КЛУБА

сегодня , Вторник 20:00

Архив вебинаров



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Неокономика. Бюджет и будущее


Соответственно, на текущий момент понимание экономической ситуации прямо зависит от понимания того, что происходит с госбюджетом. Данный вопрос недавно обновился: на истекшей неделе в парламент был внесен проект бюджета на 2020 год, с трехлетним прицелом на 2021-2022 года. С учетом того, что в нынешнем составе парламента "Единая Россия", зафиксировав высокий уровень народного одобрения, имеет конституционное большинство, можно предположить, что изменения к проекту бюджета будут в лучшем случае косметическими. И если так, то имеет смысл подробнее присмотреться к этому проекту – в силу его ключевой важности для динамики российской экономики в ближайшем будущем.

Сразу, впрочем, стоит сказать, что никаких фундаментальных позитивных прорывов в бюджете не предполагается, за исключением, разве что, расходов на здравоохранение. Согласно плану, в следующем году они подрастут на треть (с 739 до 990 млрд. рублей), и останутся на таком уровне ещё два года, при этом деньги будут выделяться и в рамках штатного бюджета, и под эгидой соответствующего нацпроекта. С другой стороны, в новой бюджетной росписи полно различных нюансов, которые заметно портят эту благостность трат на здравоохранение.

Во-первых, стоит отметить основу бюджета, его экзогенные факторы. Она, на мой взгляд, продолжает сложившуюся в последние годы правильную традицию – быть достаточно адекватной реальности. Так, в нынешнюю версию бюджета заложена стоимость барреля Urals на уровне $57 при снижении стоимости тысячи кубометров экспортируемого природного газа до $179 за 1000 куб.м. и сохранении текущего курса рубля к доллару США. Обе базисные цифры выглядят вполне реальными, если предположить экстраполяцию на один год текущей мировой экономической ситуации, с её напряженностью, но без массового кризиса; впрочем, в этом случае должны отработать те самые накопленные могучие резервы.

Во-вторых, в российском бюджете продолжает расти засекреченная часть, на которую отсутствует подробная роспись и которая недоступна сколько-нибудь внятному контролю. Так, в следующем году в режиме такой вот конфиденциальности будет потрачено 3,32 трлн. рублей: из общего размера трат бюджета в 19,5 трлн. рублей роспись присутствует только на 16,18 трлн. рублей. Иначе говоря, 17% бюджета (который, напомню, формируется исключительно из налогов, принудительно взимаемых стационарным бандитом с социума) уходят неизвестно куда, и рост этой части по сравнению с текущим годом составляет 319 млрд. рублей, что есть почти 11% – и что более чем вдвое выше официальной инфляции. Более того, предполагается, что этот тренд продолжится и в будущем – в 2021 году закрыто для посторонних глаз будет 18,7% от расходной части бюджета, а в 2022 году даже более 20% от общих трат.

В-третьих, российский бюджет ожидает довольно заметное изменение источников пополнения доходной части. Так, сборы налогов с добычи углеводородов планируется сократить почти на 5%, что есть 373 млрд. рублей – до 7,47 трлн. рублей. Причиной этому является вышеупомянутое снижение цен на углеводороды, а в дополнение к этому – заметные налоговые льготы, которые сумели выжать из государства представители этой отрасли. В итоге с учетом пересчета на размер экономики налоговое бремя для нефтегазовой отрасли упадет почти на 17% - с 7,2% до 6% ВВП. При этом, совокупно, денег в виде доходов бюджета предполагается собрать больше, чем в текущем году, и сделано это будет за счет прочих берущихся с социума налогов, а также за счет повышения прозрачности и налоговой дисциплины. Проще говоря, с нефтяников возьмут меньше, а скомпенсирует это из своего кошелька простой обыватель.

На самом деле, на этом моменте стоит отметить изрядную сомнительность предполагаемых цифр экономического роста. Они и так довольно вялые, предполагается, что экономика (не реальные доходы – их-то урежут налогами) подрастет на 1,7%, но даже такая бледная цифра в условиях сокращения частного спроса выглядит не очень вероятной. Собственно говоря, рост НДС с 18% до 20% в начале этого года стоил, по изначальным данным, -0,4% экономического роста кв./кв. в I квартале этого года; чуть позже Росстат исправился и дал уточненную оценку про рост в 0,2% что в I, что во II кварталах. Ожидать при таких условиях роста не очень разумно. Опять же, все эти рассуждения о долях процента имеют мало смысла на фоне наличия рядом засекреченного куска, чей размер, как сообщается, на порядок больше. Конечно, можно было бы предположить, что росту экономики послужит активизация трат на национальные проекты (которые сейчас в массе своей находятся в состоянии "ещё и конь не валялся"), но в следующем году расходы по статье "национальная экономика" не только не будут увеличены, но даже сокращены на 12%.

В-четвертых, нельзя не сказать о самом главном "национальном проекте" бюджета следующего года – пополнении резервов. В следующем году долларов, евро и фунтов будет куплено на 2,33 трлн. рублей, что составляет 11,5% общих бюджетных расходов. Фактически, на скупку валюты будут пущены все деньги, что будут получены как разница между предполагаемыми полными и базовыми нефтегазовыми доходами, считаемыми исходя из цены отсечения в $42,4 за баррель. Что забавно – эта сумма почти втрое превышает планируемый профицит бюджета (880 млрд. рублей). Фактически, закупка валюты пойдет за счет эмиссии рублевого долга. Такая схема наверняка устроит дополнительное давление на рубль, гоня его вниз: ЦБ РФ в следующем году прогнозирует профицит текущего счета на уровне $56 млрд., и Минфин намерен выкупить более 60% от этого объёма.

В принципе, фокус бюджета вполне понятен. Здравоохранение это хорошо, равно как и некоторое увеличение соцподдержки и трат на науку – но расходы на образование будут сокращены, будут уменьшены и субсидии регионам, при этом будут увеличены несекретные военные расходы. Аналогично вырастет финансирование по статье "национальная безопасность", из которой финансируются МВД, Росгвардия, СК, прокуратура и ФСБ. Суммарно же финансирование силового блока съест почти 30% от общих бюджетных расходов. В общем, враг не пройдет, ни внешний, ни внутренний.

В целом же надо отметить, что российский государственный бюджет 2020 года – это не бюджет развития, это бюджет экономии, накопления валютных запасов и подготовки к худым временам. Наверное, его можно было бы назвать мобилизационным бюджетом, затягиванием поясов ради светлого будущего, но сколько-нибудь светлого будущего как такового тоже не просматривается. Ведь в этом случае должны, вообще говоря, идти заметные инвестиции в основной капитал, а их как-то не предполагается – и это даже если не касаться окупаемости этих инвестиций. Экономика тем временем зажимается в фискально-регуляторные тиски, частные предприятия, действительно живущие рынком и оперативно реагирующие на его изменения, уходят в тень, а государство яростно копит резервы и надеется на то, что нацпроекты всё же как-то сделают свое полезное дело. Увы, сама модель экономики РФ дошла до своих пределов использования несколько лет назад, и все попытки выйти за ее пределы напоминают гальванизацию покойника.

Впрочем, стагнация все же лучше, чем депрессия. Хотя по реальным доходам населения, главному показателю экономики, депрессия сейчас и есть, и продолжается она уже давно не первый год.

Опубликовано 29.09.19 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2019.11.12 06.30.02ENDTIME
Сгенерирована 11.12 06:30:02 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3462894/article_t?IS_BOT=1