Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

Приглашаем в наш Дискуссионный клуб! До 20 января действует новогодняя скидка 30%!


->

Заметки по экономической ситуации

В управлении экономикой основное отличие России с развитыми странами состоит в том, что там на первом месте стоят государственные интересы, а корпоративные идут следом.  В России на первом месте корпоративные интересы, а государственные  адаптируются по остаточному принципу.  Реальным доказательством является беспрецедентный вывоз капитала через оффшоры, невозможный в любой другой стране, защищающей свои национальные интересы.

На попытку Президента в декабре 2013 ограничить вывоз капитала (
https://www.youtube.com/watch?v=d9n0yBbAMr8 ) при его заявлении, что девять из десяти сделок вне юрисдикции России, Правительство России через четыре года в октябре 2017 в лице первого вице-премьера Шувалова на экране ТВ в категоричной форме отказало ему в этом  (https://www.youtube.com/watch?v=VlFnbvdlwTM ).  

Между тем связь с оффшорами может рассматриваться, как  уголовно наказуемое деяние. Если через оффшор идет продажа продукции акционерного общества (АО) по заниженным ценам, а цель этого, как правило, одна – поделить прибыль с оффшора между топ менеджментом и другими бенефициарами, то это прямой обман акционеров, а при участии в АО государства, обман государства, а не только налоговой системы.  В настоящее время продажа всей крупной российской недвижимости и других активов  идет через оффшоры,  где зарегистрирована фактически вся крупная собственность (все ЗАО, ООО, АО на заре своего создания принадлежат оффшорным компаниям). В оффшорных  зонах активы и их доли покупаются и продаются. Один НДС потерянный государством на таких операциях потянет на многие миллиарды долларов. 
Сомнительные попытки Правительства с призывами перевода денег российской олигархии в создаваемые национальные внутренние оффшорные зоны не к чему ни приведут. Эти попытки могут быть успешными только в случае введения жесткого закона о необходимости регистрации всех активов в России и раскрытия бенефициаров под угрозой их конфискации. Похоже, что на это руководство страны не отважится, хотя это  давно нужно это сделать.

Кстати, вопрос оффшоров также касается возможной экономической интеграции (создания Союза) России и Беларуси. Лукашенко вполне обоснованно требует конкурентного равенства всех российских и белорусских субъектов рынка при экономической интеграции (создания единого экономического пространства) и согласования налоговой политики. Вполне понятно, что более конкурентоспособен будет тот, кто использует оффшоры ...  И что делать? Провести в России деоффшоризацию или порекомендовать Батьке разрешить оффшоры белорусским компаниям?..    

В настоящее время идет обсуждение проекта закона «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности (СЗПК)». Якобы, под этот закон наш крупный бизнес пообещал вложить в российскую экономику 40-60 трлн.руб. Внушительно! Такой закон нужен, но практически реализован он может быть только при условии мер по деоффшоризации российской экономики при соответствующей правовой ответственности компаний.  Иначе в мире достаточно рынков для инвестиций.

Поразительно то, что никто не поднимает эти вопросы, включая системную оппозицию. Даже КПРФ, которая, казалось бы, давно должна бы предложить парламентские слушания и извлечь из этого политическую выгоду.   Все в доле, у всех спонсоры… Семьи там, недвижимость там,  инвестиции там.   Системная оппозиция – это уже давно не оппозиция, а элемент системы. 

 При этом, знаменательно, что даже представители основной (Правительственной)  фракции ЕР в Госдуме РФ это понимают и в открытую говорят о предательской сущности «элиты» публично (см. интервью депутата Федорова Е.А. https://m.youtube.com/watch?v=xq-_KQHcSMM ).

Большинство российских олигархов являются налоговыми резидентами других стран. Активы здесь, семьи, недвижимость, налоги там.  Действительно, как говорил Збигнев Бжезинский : «Это уже наша элита».

Недавно 1-й Вице премьер  Силуанов сделал попытку поговорить по поводу  признания налоговыми резидентами тех, кто имеет основные бизнес интересы и активы в России на основе международного опыта  https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/06/06/803640-minfin-nalogooblozhenie .  В ответ услышал «Кого вы хотите наказать?…». Прозвучало как угроза.  В ответ Силуанов заверил, что торопиться с этим вопросом не будут...  Такая «суверенная демократия» при полной экономической зависимости от Запада и оффшоров.  Так есть государственная власть или нет.. ?  

О смене экономической модели никто не говорит и не обсуждает, хотя во время последней выборной компании Президент сказал, что никто не владеет истиной и надо обсуждать.  Но это «табу» на фронтальных ТВ каналах. Там  одна Украина. Создаётся ощущение, что эти ток-шоу – «Журнал за рубежом» - «дымовая» завеса от собственных проблем, хотя в 2014 Президент с экрана ТВ заявил: «В России такие же недостатки, как и на Украине, только менее острые». Или за эти 5 лет все "исправили" ?

В событиях Украины большая вина России. Мы на протяжении четверти века были плохим примером для развития  своим соседям и партнерам. Унаследовали столько минеральных ресурсов и живем за их счет. Никакого промышленного развития.  В этот 30 летний период фактически была проведена деиндустриализация и ликвидированы целые отрасли обрабатывающей промышленности.

При этом в структурном качественном аспекте Россия до сих пор не вышла на уровень советского периода. «Агрегированный индекс промышленного производства даже почти через 30 лет реформирования составляет 85% к уровню 1990 года, по текстильному и швейному производству этот уровень составляет 22,9%, по обработке древесины и производству изделий из дерева — 50,9%, по производству машин и оборудования — 45,7, по производству транспортных средств и оборудования — 66,2%».

Что  имеет в виду Премьер, когда  заявляет, что в целом в экономике все нормально? ..

При изучении работы Правительства развитой страны «бьет по глазам» полное отсутствие  ответственности, ориентации и мотивации российского чиновника на конечный результат. Наличие таких показателей и ответственность на западе обеспечивает обратную связь чиновников     с подготовкой и принятием законов, подзаконных актов, методологий и т.д. с последующей "расчисткой завалов".  Добавить сюда еще низкую деловую культуру,  отсутствие квалификации, опыта, кадровую политику "свой -чужой" и массу синекур с неизвестными целями. В министерствах сплошная переписка и подготовка справок и отчетов в режиме «спихотехники».  

Даже ближайшие советники Греф и Кудрин говорили о необходимости проведения реформы госаппарата, понимая, что у нас, прежде всего, кризис управления.  Но, если сделать эффективной работу госаппарата с надлежащей ответственностью за показателями эффективности в инвестиционной и социальной политике, сразу будет заметна порочность компрадорской экономической модели в новых условиях заинтересованности чиновников в ее смене. Удар по корпоративным интересам. Поэтому о реформе госаппарата замолчали?

В государственно-частном партнерстве (ГЧП) в подавляющем большинстве имеем не совместные проекты по строительству новых объектов, а  концессии с эксплуатацией частными компаниями объектов, которые ранее построены и пущены в эксплуатацию государством. 

С национальными проектами совсем беда. Недавно Премьер опять грозил организационными мерами ответственным лицам, не понимая, что нацпроекты, которые представляют собой лишь направления (по сути программы), под которые выделены непонятно по каким прогнозам и расчетам большие средства, конкретными реальными проектами наполнить невозможно. Реальных проектов к выполнению просто нет.  Работать по их организации  и подготовке в рамках ГЧП должен госаппарат в лице местных региональных правительств и их агентств, но где взять специалистов.  Можно, конечно, направить эти деньги на благие пожелания... Средства выделены, нужно же «освоить»... При этом, нужно отметить, что в последнем выступлении Кудрина перед Президентом о выполнении нацпроектов прозвучала необходимость обсуждения модели управления (!), что вселяет робкую надежду ( https://m.youtube.com/watch?v=UkdEFwMrqWc ).

Необходимо добавить, что денег в стране полно. При этом 80% всей валюты, скупаемой по бюджетному правилу, выводится за границу. В ближайшие 3 года это составит, 6,6 трлн.руб. в  долл., юани, евро. В этом году эта сумма составит 11% бюджета страны, это больше суммы направляемой на национальные проекты.  Если сюда еще добавить деоффшоризацию, то в деньгах можно будет захлебнуться.    

С другой стороны освоить такую массу денег внутри страны нереально. Повторюсь, нет проектов. Их и не будет без перестройки или модернизации (слово «перестройка» вызывает аллергию) работы госаппарата.

Убивает уровень некомпетентности при отсутствии опыта. Например, Герман Греф просто фонтанирует «революционными» идеями.

То принтер 3Д, который поставил, включил и, вроде как, серийное промышленное производство и не нужно. То «цифровая экономика» (по сути та же компьютеризация) и которой «заболел»  Президент.  Хочется надеяться, что уже «выздоровел». То «блокчейн» и криптовалюты, свободную торговлю которыми нужно немедленно разрешить и развивать. Теперь вот с большой помпой «искусственный интеллект». Шесть крупных компаний объединяются в консорциум и под его проекты, надо думать, опять нужны большие деньги. По опыту РОСНАНО?  Другого опыта нет...

Много политики при отсутствии профессионалов и специалистов.  Два последних руководителя Роскосмоса без технического образования.  Специалисты по мебели, причем уже ранее провалившие работу, возглавляют советы директоров государственных авиационных компаний. И так повсеместно.

О Минобороне не будем, у действующего Министра получается. Как и на внешнеполитическом фронте. Вопрос, можно ли конвертировать внешнеполитические успехи во внутренние? Боюсь, что нет.  «Политика – это концентрированное выражение экономики». В России, увы, экономика - концентрированное выражение политики. Создается ощущение,  что целью всей проводимой экономической политики является торможение промышленного развития, а также увеличение и сохранность средств нашей олигархии за рубежом.  С этим справляемся.

Что делать?

Кавалерийским наскоком данные проблемы не решить. Что касается экономической модели, в первую очередь нужно начать с ее обсуждения с целью понимания общественностью. Создание широкого общественного мнения по необходимым изменениям необходимо для их успешного внедрения.  Это вызовет критику власти? Если этого бояться, будет только хуже.

Местным правительствам в рамках государственных агентств необходимо последовательно, упорно и рутинно работать по организации проектов в рамках ГЧП.  Определенный опыт уже накоплен.  Национальный центр ГЧП ( http://pppcenter.ru/ ) ведет большую работу  в области обобщения опыта и методологии организации проектов. Принятие вышеупомянутого закона СЗПК повысит ответственность публичных партнеров к подготовке проектов и требования к соответствующей квалификации чиновников.   Передача подготовки проектов потенциальным частным партнерам исключается даже при их инициативах по организации данных проектов.  Такой «аутосорсинг», как правило, приводит к резкому повышению затратной части строительных работ и снижению прибыли. И, кроме того, должен же быть конкурс на выбор и привлечение частного партнера.

Вопросы импортозамещения, а точнее, организации новых промышленных производств могут быть решены только в условиях широкой международной производственной кооперации, о чем говорит опыт Китая, где создано масса СП с западными компаниями по производству различного оборудования и материалов (сверхпрочных сталей и т.д.).  С Европой, а также Китаем, Индией (где работают филиалы ведущих западных компаний) и др. по этим вопросам вполне можно и нужно сотрудничать.  На западе много малых и средних инжиниринговых компаний, обладающими передовыми технологиями и производством различной элементной базы, которые заинтересованы в продажах своей продукции и рынках сбыта, которые могут быть использованы в необходимом доукомплектовании отечественных изделий. Для индустриализации необходима материальная техническая база – промышленные производства! В таком случае есть спрос на новые технологии, изобретения и т.д. В России в основном рынок товаров высокой промышленной переработки принадлежит иностранному производителю.  В области промкооперации практически ничего не делается. Эта работа должна вестись на государственном уровне в рамках государственного агентства федерального уровня, объединяющего работу торгпредств за рубежом при государственном финансировании с одной стороны, с другой - возможностью участия агентства в совместных проектах, строительстве новых производств и инфраструктуры на основе прямых связей с промышленными предприятиями и ГЧП (в соответствии с зарубежным опытом).  Первый  шаг сделан,  37 торгпредств переданы из Минэкономики в Минпромторг, которому эти задачи ближе.  

Во времена СССР был накоплен серьезный опыт по продвижению экспорта промышленной продукции через создаваемые за рубежом акционерные общества при участии местных компаний.  Но прежде нужно максимально возможно отвоевать свой внутренний рынок, где под рукой производители, специалисты, склады, т.д. и все на русском языке. Это дешевле. Организации подобные «Российскому экспортному  центру» малоэффективны.

Основной резерв в настоящих условиях – это повышение эффективности работы госаппарата в области управления реальным сектором.

Вопросы не простые и требуют обсуждения и повседневной упорной работы, но без их решения в будущем Россию ждет экономический коллапс со всеми вытекающими.  Нужна разумная реформа управления.





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2020.01.19 22.53.42ENDTIME
Сгенерирована 01.19 22:53:42 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3522413/article_t?IS_BOT=1