Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

О, как внезапно кончился диван. Долги и резервы. Ложный флаг

О, как внезапно кончился диван

 

И еще одно соображение, связанное с внезапно начавшимся транзитом власти. "О, как внезапно кончился диван!" © (Вишневский)

У верховной власти было минимум три варианта транзита. Самый простой - убрать ограничения на сроки пребывания на посту президента. Самый сложный - через Союзное государство и расширение вертикали управления за счет Белоруссии. И самый опасный - через создание Госсовета. Путин выбрал именно самый опасный. В чем же его риски?

О первом очевидном риске я уже писал и говорил - это разрушение балансов управления. Сама по себе конституция, если не заострять внимание на ее буржуазно-демократический характер, была довольно добросовестно переписана по западным протоколам, которые очень качественно описывают именно баланс всех ветвей власти, как ключевую базу устойчивости. И нужно отметить, что запас устойчивости у этой системы действительно огромный - она выдержала все эксперименты, которые проводили неграмотные уголовники с государственным управлением все последние 20 лет. Трещала, пускала ветры, но держалась. Однако сейчас всё меняется - в этой конструкции не предусмотрена четвертая власть. Прессу часто называют четвертой властью, но институционализировать ее в конституции никто не спешит. Путин же пошел на этот смелый эксперимент, плохо представляя себе последствия. Возможно, вообще их не представляя. Не обладая ни малейшими зачатками стратегического мышления (вопреки всем умильным потокам елея и патоки), он всегда решает сугубо текущие задачи. И всегда реактивно. Как амеба - наткнулся на препятствие - выпустил ложноножку, обтек его и ползешь дальше. Ну кому придет в голову задаваться вопросом о стратегии амебы? Жрать и ползти - вот и вся стратегия. Куда и зачем - неважно.

Разбалансировка структур управления в случае появления четвертой власти, причем вне зависимости от ее административного функционала, гарантирована. Причем чем больше полномочий подгребет под себя Госсовет, тем быстрее будут происходить процессы деструкции и распада. И остановить их будет невозможно.

Второй список проблем можно обозначить известной фразой - правители России практически всегда понятия не имеют о той стране, которой они по стечению обстоятельств поставлены управлять. Что в целом неудивительно: Россия - одна из крайне немногого списка стран, которые одновременно являются цивилизациями, то есть, целостной самодостаточной системой, состоящей из взаимно интегрированных и обладающих мощным синергетическим эффектом частей-комплексов: экономическим укладом, духовностью, политическими традициями и социальной системой. Эта система является наиболее устойчивой среди всех остальных социальных систем именно в силу глубокого проникновения друг в друга всех ее составных частей. Соответственно, рассуждать о России и представлять ее в качестве "обычного" государства - заведомо создавать ошибочную модель своих рассуждений. Ну откуда у завклубом из Дрездена и его друзей за гаражами найдется адекватное представление о государстве-цивилизации?

Одной из крайне устойчивых особенностей российского стиля управляения является глубокая сакральность власти. Что с одной стороны, ее сила, с другой - несомненная слабость. Звание Отца народа неразрывно связано с его формальными полномочиями. У нас невозможно стать каудильо Франко или Дэн Сяо Пином, которые издалека зорко наблюдают за происходящим и обладают тотальным влиянием на всех формальных руководителей государства.  У нас можно стоять над ними, обладая абсолютным контролем и правом мгновенного изгнания с олимпа, но при этом такое право должно быть именно формальным, ни в коем случае не моральным. Моральный авторитет для России в управленческом смысле - величина, равная нулю.

То, что сейчас делает Путин, в общих чертах уже понятно. Благо, у госпереворота есть свои собственные законы, и его нельзя проводить медленно и неспешно. Он всегда должен быть стремительным, а потому спрятать что-либо невозможно.

Суть всех "реформ" Путина сегодня предельно очевидне - он ослабляет все ветви власти, дезорганизуя и распыляя их полномочия. Размазывая их между всеми структурами управления. Возникает конфликт, который требует арбитража - и вот здесь возникает Госсовет, который и должен будет эти конфликты разрешать в режиме какого-то арбитража. Но в том и закавыка, что подобный арбитраж не может быть административным - в формальном поле такие конфликты разрешаются судом. Он может быть только моральным или идеологическим. В СССР существовала четвертая власть - партийная. Но она опиралась не на моральный авторитет, а на идеологический, имея в качестве формального права коммунистическую идеологию и решения партийных съездов. Не стоит упоминать, что фраза "партбилет на стол" означала крах карьеры любого руководителя любого уровня и ранга. И именно партия решала, кто из руководителей соответствует моральному кодексу строителя коммунизма и генеральной линии, а кто - не очень.

Идеологии у Путина нет. И не будет никогда. Других формальных оснований для арбитража, кроме своего авторитета (надутого пропагандой) у него нет. А потому система управления очень быстро придет к выводу, что она сама очень неплохо справляется, и уж точно лучше, чем если над ней будет надзирать непонятно кто и непонятно по какому праву. Лидер нации без полномочий и формальной должности Главного в России никогда не был и не будет лидером. И это железобетонный факт.

Но об этом Путину никто не рассказал, а потому он и пытается создать кадавра, который либо окончательно разрушит зависшую систему управления, либо даст ей цель - убрать это непонятное пятое колесо в телеге. Эту непонятную четвертую власть.

Я уже писал ранее, что Госсовет может иметь смысл только в одном случае - в случае исполнения им идеологических функций. Но поправки к конституции вообще никак не затрагивают 13 статью - да и не могут затронуть, так как она включена в неизменяемую первую часть конституции. А строго в административном поле вся путинская конструкция сожрет себя сама. Либо накроется окончательно. Что скорее всего, так как она и сейчас дышит на ладан и совершить героическое усилие для нее - это как 90-летнему деду принять горсть виагры. Единственное, кого он удивит - это свое собственное сердце, которое не выдержит молодого задора.

***

Долги и резервы

В 2019 году внешний долг России увеличился на 5,9% и составил $481,5 млрд, следует из данных Центробанка.

Золотовалютные резервы на конец 19 года составили 549 млрд долларов.

В этом смысле не совсем понятна гордость отечественной пропаганды за второй показатель и пренебрежительное отношение к первому - это, дескать, не государственный долг, а по большей части корпоративный. На самом деле разницы никакой - платить-то все равно нужно, а потому в случае форс-мажора и приходится держать резервы на сопоставимую с общим долгом сумму. Которая фактически мертвым грузом лежит в схронах и не может быть пущена в экономику.

Здесь, в общем, и кроется разгадка - почему при таких колоссальных резервах власть продолжает обдирать население как липку. Этих гигантских денег в реальности нет - они в резерве. Как ядерное оружие - потребуется только один раз и только для одной конкретной цели. А воевать все равно приходится тем, что есть. В основном - советскими запасами, какие остались. Современные - вроде "Армат" - так из цеха выехать и не смогли.

Потому и проходится драть семь шкур с народа - другого способа латать дыры гениального экономиста (впрочем, там все такие: что начальник, что подчиненные. Кого ни возьми - гений). Нет смысла говорить, что изъятие денег у населения в условиях стагнации экономики - мероприятие предельно идиотское просто потому, что дополнительно сжимает и без того махонький внутренний рынок, а потому стагнирует производство все более быстрыми темпами, что опять-таки ставит вопрос - где найти деньги. И их снова находят у населения, обдирая по второму-третьему-пятому разу. И так по кругу. Раздача путинских подачек проблемы не решает, а, скорее, усугубляет. Ключевая проблема остается неразрешимой.

***

Ложный флаг

Обставленное в качестве интриги оглашение списка нового правительства - банальный "ложный флаг" для населения и сугубо внутренняя кухня для тех, кто строит свои бизнес-схемы на конкретных фигурах у распределяющих краников разного размера. Для подавляющего числа населения страны конкретные персонажи из оглашенного сегодня списка не принесут ничего, кроме того, что и так существовало всё прежнее время.

Объяснение всему этому простое - члены правительства в России не формируют политику своих ведомств, а проводят указания вышестоящего руководства. Нет политики Лаврова или политики Сердюкова. Равно как и политики Мединского или Мутко. Есть лишь успешное или не очень (больше или меньше залетов, говоря по-простому) выполнение общих указаний нынешнего изгиба генеральной линии руководства. Внутри нее, безусловно, у каждого министра есть люфт и допуски, но только в предписанных рамках. Если политика министерства меняется - это означает лишь то, что поступила новая вводная, но это никак не самостоятельное решение конкретного министра.

Клановые балансы и расклады при любых подобных перестановках, безусловно, меняются, как меняются и получатели вожделенных бюджетных миллиардов - но вся эта возня в песочнице к реальной жизни миллионов людей не имеет и не будет иметь никакого отношения. И в этом смысле захлебывающиеся новости СМИ и аккаунты разнообразных кремленологов производят классический белый шум. Децибелл много, а информации в них - ноль.

В каком-то смысле перед нами сугубо технологический, причем довольно примитивный, прием. Податному сословию бросили кость в виде мелких подачек, чтобы оно ощутило неустанную заботу и внимание, элиту загрузили лихорадочным перечерчиванием схем и увязок, поднятием записей о взаимных договоренностях и долгах, выстраиванием новых отношений с новыми "нужными" людьми. В общем, все при деле, а реальная задача - правка конституции под конкретную задачу - движется. Что логично: именно на переходе из одного состояния в другое система наиболее уязвима, отсюда и скорость, с которой протаскиваются изменения, поэтому абсолютно странная процедура принятия поправок через какой-то невнятный опрос (но при этом крайне необходимая, чтобы пресечь в зародыше любую фронду в парламенте, риск которой минимален, но исключать его нельзя. А "левый" опрос придает поправкам пусть липовую, но легитимность - "вы что, против воли народа?"). Поэтому и отвлекающие мероприятия, которые выходят на первый план и отодвигают от внимания к реальной цели всего происходящего. В общем, все предельно просто, но именно простые схемы работают в таких неустойчивых ситуациях лучше всего.

Главная задача сейчас - конституция. А вот после принятия поправок неизбежно появятся другие инициативы, которые сейчас озвучивать рано. А то, что они будут, и будут масштабными, сомневаться почти не приходится - транзит только начинается, и сейчас под него лишь подводят базу. Потом придется ломать через колено существующую партийно-политическую систему (возможно, ликвидируя Единую Россию, а если вместо нее ничего создавать не будут, то заодно и все остальные квази-партии. Ну не оставлять же их в таком случае). А ликвидация ЕР неизбежно потребует проведения новых думских выборов - по любому основанию, найдут, мы в них верим. Уже вскользь заявлено о включении местного самоуправления в "вертикаль" - а это потребует масштабной перетряски уже на региональном уровне и создания региональных вертикалей, что опят-таки задача не из простых. И так далее. Логично, что на втором этапе сейчас никто внимание заострять не заинтересован. Чтобы не спугнуть. Лягушку варят медленно, начиная с теплой воды, иначе выскочит.

Так что сейчас Кремлю даже выгодно, чтобы были всё время какие-то информационные поводы, не имеющие отношения к главному, ради чего мы все здесь собрались. Пару недель пообсуждают новое правительство, затем подбросят что-то еще. И не одно. Всё крайне примитивно, но работает.

Впрочем, базового вопроса все это не снимает. Пока сложно оценить, насколько будет расшатана устойчивость нынешней вертикали и как долго она в таком состоянии способна будет функционировать. Не менее сложно оценить реакцию кланов, когда они сведут балансы и увидят, кто из них стал фатально слабым, а кто - избыточно усилился. А это, кстати, крайне чревато, так как поняв новые расклады, все дружно примутся за передел уже поделенного ранее. Наследство Чаек - это только самое начало, возможно, просто так получилось. Делить будут заново очень многое, а значит - градус элитных конфликтов будет только расти. В чем-то, кстати, повторяя историю предмайданной Украины, где кланы решились на переворот, когда уяснили для себя очевидное - их не просто делят, а фактически обнуляют в пользу очень немногих.

Транзит - это только звучит таинственно и непонятно. В реальности для страны в пикирующем положении это даже не угроза, а неизбежное столкновение, где ожесточенность схватки предопределена заранее. И уж в данном случае слова Путина "Мы попадем в рай, а они просто сдохнут" для тех, кого будут обнулять, станут реальным руководством к действию. Если в новой системе не предусмотрено для них места - то зачем она им?





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.

IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2020.04.03 10.48.26ENDTIME
Сгенерирована 04.03 10:48:26 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3528308/article_t?IS_BOT=1