Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

ИСТОЧНИК МИРОВОЙ КАТАСТРОФЫ


    Генсек ООН Антониу Гутерреш попытался добиться согласия вершителей судеб мира сего, погрязших в конкурентной борьбе за корыстные национальные и личные интересы. В обращении к Генассамблее ООН он облек свою  попытку в форму библейского предостережения о пришествии четырех "всадников Апокалипсиса", угрожающих миру.

     В библейские времена бог наслал всадников Апокалипсиса сеять хаос и разрушение среди землян, видимо, для того, чтобы наказать их за поведение, несовместимое со священным благочестивым миропорядком. Всадников часто именуют Чума (едет на белом коне — еще известен как Завоеватель), Война (на рыжем коне — еще известен как Раздор), Голод (на вороном коне) и Смерть (на бледном коне). Всадники появляются строго друг за другом, каждый с открытием очередной из первых четырёх из семи печатей книги Откровения.

    Антониу Гутерреш характеризует роли всадников в современной интерпретации. Первый всадник – это нарастание ядерной угрозы, которой чреваты международные конфликты. Для обозначения данной угрозы сегодня используется еще один библейский образ в виде часов Судного дня. Так назван начатый в 1947 году создателями первой американской атомной бомбы  проект журнала Чикагского университета «Бюллетень учёных-атомщиков».

    Периодически на обложке журнала публикуется изображение часов, с часовой и минутной стрелкой, показывающих без нескольких минут полночь. Время, оставшееся до полуночи, символизирует напряжённость международной обстановки и прогресс в развитии ядерного вооружения. Сама полночь символизирует момент ядерного катаклизма. Решение о переводе стрелок принимает совет директоров журнала при помощи приглашённых экспертов, среди которых, в частности, 18 лауреатов Нобелевской премии.

    Так вот символические часы Судного дня недавно перевели на двадцать секунд вперед. Теперь они показывают 23:58:20. Это означает, что остается 100 секунд до наступления "ядерной полуночи", характеризующей глобальную катастрофу.

    Первый всадник – самый опасный. Далее в той же аллегорической форме всадников Гутерреш упоминает климатический кризис, "растущее глобальное недоверие" к политическим учреждениям и сомнения людей в пользе глобализации и, наконец, "темную сторону цифрового мира", то есть, использование новых технологий для преступлений, разжигания ненависти, распространения ложной информации и эксплуатации людей.

    В свете всего этого инициативу нашего президента ВВП о проведении     встречи пяти постоянных членов СБ ООН - России, Китая, США, Франции и Великобритании – можно было бы счесть за положительный отклик на призыв к согласию генсека ООН. Правда, инициатива обосновывается необходимостью сплочения стран только лишь перед угрозами шовинизма, расизма, ненависти, антисемитизма и других проявлений подобного рода. Такие угрозы являются следствиями, а не причинами пришествия всадников Апокалипсиса.

    Но ведь президент страны, государственная элита которого присягнула  на верность постсоветским ценностям, и не в состоянии влиять на причины дурного капиталистического мироустройства. Он может влиять только на следствия, и, вообще, важен первый шаг к миру и согласию.

    В то же время ВВП, как и Дональд Трамп, как и Борис Джонсон не считает опасным третьего всадника Апокалипсиса, символизирующего сомнения людей в пользе глобализации. То есть, в пользе процесса, который в моральном и нравственном смысле как раз и должен быть направлен на преодоление шовинизма, расизма, ненависти, антисемитизма и других проявлений подобного рода.  Наоборот, он склонен усматривать в этих сомнениях положительное начало.

    Наверное, здесь играет роль не тщеславное желание стать вровень с вершителями судеб мира, располагающими для этого необходимыми ресурсами, но искренняя забота об укреплении национального суверенитета, вера в прозрение лидеров англосаксов, сталкивающихся с неизбежным изменением соотношения сил на международной арене. Однако эти лидеры вовсе не намерены «прозревать» в понятиях международного права и справедливости.

    Они приветствуют пришествие третьего всадника Апокалипсиса потому, что воспринимают глобализацию как реализацию влияния и мощи англосаксонского мира. А иначе что? Иначе социализм или, не приведи Господь, коммунизм. Ведь это будет глобализация, основанная не на праве сильного, но на принципах солидарности, сотрудничества и взаимопомощи  стран, наций и отдельных людей. Между тем,  если глобализация зиждется на праве сильного, то угрозы шовинизма, расизма, ненависти, антисемитизма и другие проявления подобного рода неустранимы.

    Неужели бог послал третьего всадника только потому, что считал пороком справедливые и гуманные отношения между людьми? Конечно, нет. Все дело в том, в какого бога люди верят. В того, который выгнал торговцев из храма или того, который впустил их туда? В того, который пользуется мечом, для утверждения справедливости, или того, который благоволит праву сильного. Второго бога олицетворяет протестантизм, выдавший санкцию на обогащение. Судя по всему, этот бог почерпнул многое из некоторых особенностей иудейской религии.

    «То, что в еврейской религии содержится в абстрактном виде - презрение к теории, искусству, истории, презрение к человеку, как самоцели, - это является действительной, сознательной точкой зрения денежного человека, его добродетелью, - пишет Маркс в своей работе «К еврейскому вопросу». -  Даже отношения, связанные с продолжением рода, - продолжает он, -взаимоотношения мужчины и женщины и т, д. становятся предметом торговли! Женщина здесь - предмет купли-продажи…

    Еврейский иезуитизм, тот самый практический иезуитизм, который Бауэр находит в талмуде, есть отношение Мира своекорыстия к властвующим над ним законам, хитроумный обход которых составляет главное искусство этого мира». Но ведь это и сделало евреев козлами отпущения за бесчеловечную мораль и практику торгашеского и эксплуататорского капиталистического общества. Как можно преодолеть антисемитизм и прочие пороки без упразднения этого общества?

    Отец кибернетики Норберт Винер, как и многие другие великие ученые и исследователи, был социалистом и коммунистом, если не по партийной принадлежности, то по духу. Он предвидел пришествие четвертого всадника Апокалипсиса, символизирующего "темную сторону цифрового мира", то есть, использование новых технологий для преступлений, разжигания ненависти, распространения ложной информации и эксплуатации людей.

    Винер, поспособствовавший переводу марксизма-ленинизма в компьютерный «софт» и «железо», предостерегал против злоупотреблений наукой управления и связи в животном и машине. «Грехопадение нашего времени в том, - пишет он в работе «Творец и робот», - что магические силы современной автоматизации служат для получения еще больших прибылей или используются в целях развязывания ядерной войны с ее апокалиптическими ужасами…

    … И все же, - продолжает ученый, - существуют аспекты автоматизации, которые выходят за рамки узаконенной любознательности и становятся греховными по своей сути. Это можно пояснить на примере технического руководителя особого типа, которого я бы назвал м а ш и н о п о к л о н н и к о м. Мне хорошо известны машинопоклонники нашего мира с их лозунгами свободного предпринимательства и экономики, основанной на стремлении к наживе».

    Далее отец кибернетики поясняет: «Помимо того, что машинопоклонник преклоняется перед машиной за то, что она свободна от человеческих ограничений в отношении скорости и точности существует еще один мотив в его поведении, который труднее выявить в каждом конкретном случае, но который, тем не менее, должен играть весьма важную роль. Мотив этот выражается в стремлении уйти от личной ответственности за опасное и гибельное решение.

    Побуждения такого рода проявляются в попытках переложить ответственность за подобные решения на что и кого угодно: на случай, на начальство, на его политику, которую де не положено обсуждать, или на механическое устройство, которое якобы невозможно полностью постичь, но которое обладает бесспорной объективностью».

     Сегодня основной грех машинопоклонника-капиталиста состоит в стремлении переложить ответственность за пороки современного капитализма -  безработицу, социальное неравенство, рост военной и ядерной угрозы - на искусственный интеллект, распространение компьютерной и робототехники, ее сбои и т.д. В то же время он не прочь подчеркнуть объективную необходимость «цифровой экономики», ее преимущества и достоинства.

    По существу, то, что позволяет сбросить тяжелое бремя частнособственнических отношений, являющихся причиной всех бед, используется для продления существования антигуманного паразитического капитализма. То же касается второго всадника Апокалипсиса, символизирующего климатический кризис.

    В свое время основоположников научного коммунизма упрекали в пренебрежении к проблемам климата и экологии. Дескать, они упускают из вида опасность индустриализации, которая могла бы выйти за разумные пределы в том случае, если бы служила достатку всех членов общества без исключения. Ф. Энгельс отвечал, что только плановое социалистическое общество способно не только устранить социальное неравенство, но и во время принять меры по спасению человечества от экологической катастрофы.

    С другой стороны, в СССР отдельные представители диссидентского движения маскировали свою враждебность коммунизму выражением озабоченности экологическим состоянием страны. Поводы для такой озабоченности, конечно, были, и остаются в постсоветской РФ, но тогда вина за ухудшение экологии приписывалась исключительно советским методам хозяйствования.

     Помню, сквозь шум глушилок я слышал по радиоприемнику надрывный фальцет А. Солженицына, упрекающего советские власти в идеологическом догматизме. – Вот обрушатся на Землю небесные хляби или начнется всеобщее оледенение, - вещал он, - что вы будете делать со своим марксизмом-ленинизмом!

    Конечно, марксизм-ленинизм не является средством спасения планеты от космической катастрофы. Учение предполагает строительство справедливого и гуманного общества в условиях, благоприятных для сохранения жизни на Земле. Понятно, однако, что и в самых экстремальных условиях довод Энгельса звучит убедительнее, чем аргументы противников коммунизма.

     Сегодня во многих развитых странах приняты серьезные меры для спасения от «дымной жизни» труб, но климатическая обстановка деградирует в связи перемещением «вредных производств» в слаборазвитые и зависимые страны. Продолжается хищническое расхищение природных ресурсов ради личной или корпоративной выгоды «хозяев нынешнего положения вещей».  Трампу наплевать на климат и экологию, если их защита требует раскошелиться сверх скромной меры «владельцев  заводов, дворцов, пароходов».

    Один из рядовых пользователей Интернета заключает в ответ на предостережения Гутерреша: «Вся негативная обстановка идет от США. Они провоцируют войны, они спонсируют и взращивают терроризм, они уничтожают процветающие государства. А все почему? Да потому что жадные. Трудно себе представить, куда бы шагнуло человечество, если бы не гнилая политика этого псевдо государства».

    При всем понимании причин эмоционального всплеска этого «юзера», следует иметь в виду, что США является цитаделью паразитического капитализма, для которого свойственна и неизбежна иерархия власти и могущества. Вряд ли что-либо изменится, если место США займет какая-нибудь другая страна, включая капиталистическую Россию. Опасность мировой катастрофы исходит от самого капитализма.





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.

IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2020.03.30 00.36.19ENDTIME
Сгенерирована 03.30 00:36:19 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3530088/article_t?IS_BOT=1