Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


-> Публикации пользователей  Другое 

Нет спасения в одиночку

soiz
2366 дней
 5153.21
soiz [1231402]  
04 Фев 14:26  
Темы:  махабхарата , ангел-хранитель , гиппиус , индивидуализм , катастрофа , любовь , россия , самоотречение , спасение , христианство , христос

Наша погибель в том, что в нас не осталось любви



«Каждый побрел в свою сторону
И никто не спасет тебя».
         (Исайя)

Не могу сказать, что мне нравится поэзия Зинаиды Гиппиус. Листая ее сборник я находил стихотворения интересные и не очень. Но вдруг нашел одно, поразившее меня, даже не столько поэтической формой, сколько своим смыслом. Оно называется "Ограда".

В пути мои погасли очи.

Давно иду, давно молчу.

Вот, на заре последней ночи

Я в дверь последнюю стучу.

Но там, за стрельчатой оградой ‒

Молчанье, мрак и тишина.

Мне достучаться надо, надо,

Мне надо отдыха и сна...

Ужель за подвиг нет награды?

Я чашу пил мою до дна...

Но там, за стрелами ограды ‒

Молчанье, мрак и тишина.

Стучу, кричу: нас было трое,

И вот я ныне одинок.

Те двое выбрали иное,

Я их молил, но что я мог?

О, если б и они желали,

Как я ‒ любили... мы теперь

Все трое вместе бы стучали

Последней ночью в эту дверь.

Какою было бы отрадой

Их умолить... но все враги.

И вновь стучу. И за оградой

Вот чьи-то тихие шаги.

Но между ним и мной ограда.

Я слышу только шелест крыл

И голос, лёгкий, как прохлада.

Он говорит: «А ты любил?

Вас было трое. Трёх мы знаем,

Троим вам быть здесь суждено.

Мы эти двери открываем

Лишь тем, кто вместе и одно.

Ты шёл за вечною усладой,

Пришёл один, спасал себя...

Но будет вечно за оградой,

Кто к ней приходит не любя».

И не открылись двери сада;

Ни оправданья, ни венца;

Темна высокая ограда...

Мне достучаться надо, надо,

Молюсь, стучу, зову Отца ‒

Но нет любви, темна ограда,

Но нет любви, и нет Конца.

Мы живём в эпоху распада. Мы как камни разрушенного собора: каждый валяется по отдельности, и свою отделенность почитает за благополучие. И даже духовность наша пронизана этим духом отделенности. Тот, кто ещё спасается, уже этот факт считает за великий подвиг и спасается в одиночку, словно бы выгребая на своей персональной лодочке от обреченного "Титаника", уходящего в темную пучину. И даже не задумываясь о том, что спасения в одиночестве, быть может, есть всего лишь форма утончённого эгоизма.

«Махабхарата» — это индийский эпос о героях и богах. Один из ее героев — старший из братьев-Пандавов, сын царицы Кунти и царя Лунной династии Панду, царь Индрапрастхи и, позднее, Хастинапура – Юдхиштхира.

Когда пришло время для великого исхода Пандавов, то облачившись в одежды отшельников, пятеро братьев вместе с Драупади покинули навсегда Хастинапур. Они дошли до гор Хималая, за ними открылась обширная пустыня, а за пустыней - гора богов Меру, упирающаяся вершиной в небосвод. Миновав пустыню, они стали подниматься в гору тропой, ведущей на небо. Вскоре, не вынеся тягот пути, упала Драупади, и дух ее отлетел. Потом упал мертвым Сахадева, потом настал черед Накулы, следующим пал Арджуна, а после него - Бхимасена. Только Юдхиштхире, царю справедливости, удалось взойти на вершину, где его встретил Индра, чтобы доставить на своей колеснице в рай.

Юдхиштхира ступил было на колесницу, но Индра сказал оставить его спутника пса, создания, которому вход на небеса не был позволен. Юдхиштхира не пожелал оставлять в одиночестве существо, однажды взятое под его опеку. Индра спроисил: «Ты можешь оставить братьев позади без кремации… И ты отказываешься покинуть бродячего пса!» Юдхиштхира ответил: «Драупади и братья покинули меня, не я их» и отказался пойти далее без собаки. В этот момент пёс превратился в бога Дхармы, испытывавшего Юдхиштхиру в образе животного. Старший из Пандавов с честью выдержал последнее испытание.

По прибытии в рай он не нашёл ни одного из своих братьев или жены Драупади. Полубоги объяснили ему, что его братья в аду за свои грехи. Юдхиштхира отправился в ад, чтобы увидеть своих братьев. Там его ужаснули стоны и реки крови, пролившиеся в битвах, но овладев собой он услышал голоса любимых братьев и жены. Они звали его и просили разделить с ними страдания. Юдхиштхира рассудил, что лучше остаться в аду. В этот момент все преобразилось, оказавшись иллюзией и ещё одним испытанием сына Дхармы.

Готовы ли мы, ценой своего спасения, принять ад ради любви? И можно ли спастись, если жажда спасения больше любви.

Помните притчу о луковке, рассказанную в «Братьях Карамазовых»?

Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели.  Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала.

И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь.

Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись.

И стал он ее осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули.

А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: „Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша“.

Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день.

А ангел заплакал и отошел.

Так и нас наверное покинул ангел-хранитель из-за того, что остыла в нас любовь…

И каждый прочь побрел, вздыхая,
К твоим призывам глух и нем,
И ты лежишь в крови, нагая,
Изранена, изнемогая,
И не защищена никем.
(М. Волошин, «Родина)

Просмотров за 24 часа 0 всего 1885
В обсуждении 34 комментария
Оценок:  46   cредняя: + 1.67


Обсуждение: 31 комментарий, последний - 09.02.2020 08:40,

Просмотр и участие в обсуждениях доступно только зарегистрированным пользователям.

Регистрация на сайте так же позволит вам выставлять оценки материалам и комментариям, получать рассылки самых интересных материалов сайта, и массу других полезных возможностей!

Если вы были зарегистрированы ранее, войдите на сайт
Логин или email:    Чужой компьютер
Пароль:    Забыли пароль?


   
Если нет - зарегистрируйтесь сейчас
Логин*:
Допустимы только маленькие латинские буквы
Вас зовут*:  
(введенное имя будет использоваться для именования вас на форуме, в ваших материалах и др.)
Пароль*:    Повторите пароль:   
e-mail*:
Этот e-mail будет использован для доставки вам сообщений от сервера. Адрес скрыт от просмотра всеми, кроме вас, и не передается третьим лицам. Не рекомендуется использовать почтовые адреса сервисов hotmail.com & live.com! Эти сервисы не принимают почту от нашего сервера.
Проверочный код:

Чужой компьютер
    

Или войдите на сайт через какую-нибудь социальную сеть

вход через соцсети




>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.

IN_PAGE_ITEMS=3537387ENDITEMS GENERATED_TIME=2020.03.31 13.10.36ENDTIME
Сгенерирована 03.31 13:10:36 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/3537387/article_t?