Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать
Санкт-Петербург(Курортный район), 30 апреля - 05 мая

Все мероприятия >>



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 



Тема Четыре комнаты. N3 Теория этногенеза Л.Гумилёва

Рудий [capporicci]  
28.02.2011 13:27


Комната 3: Теория этногенеза Л.Гумилёва     Введение   ... читать дальше...





Комната 3: Теория этногенеза Л.Гумилёва

 

 

Введение

 

               Теория этногенеза (Пассионарная теория этногенеза) Льва Николаевича Гумилёва является первой общей теорией непротиворечиво и единообразно объясняющей исторический процесс на протяжении всего достоверно известного и задокументированного периода существования человечества. Замечательное открытие нашего соотечественника, оформленное в виде монографии «Этногенез и биосфера Земли» впервые увидело свет в 1970г., но до широкой публики дошло лишь в 1989г., на излёте «Перестройки».

               Чем же так удивительна и оригинальна, так актуальна и велика Теория этногенеза? Прежде всего, точным определением внутренней пружины исторического процесса – этноса, как последовательности сменяющих друг друга фаз развития, и, далее, предложенной Гумилёвым гипотезой о «пассионарности», как определяющей энергетической характеристики этноса. Здесь надо сразу отметить, что не Л.Н.Гумилёву, а С.М.Широкогорову принадлежит приоритет открытия этноса, как явления самостоятельного, а не вторичного. Последний считал этнос «формою, в которой происходит процесс созидания, развития и смерти элементов, дающих возможность человечеству как виду существовать», а сам этнос определялся «как группа людей, объединенных единством происхождения, обычаев, языка и уклада жизни» (Широкогоров С.М. «Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений» 1923г.).

               Теория этногенеза, являясь последней естественнонаучной теорией, опирающейся на открытие биохимической энергии живого вещества В.И.Вернадского, становится первой подлинно научной гуманитарной теорией, в которой (пусть в неявном виде) применена диалектическая логика: все явления рассматриваются в динамике доводящей их развитие до самоотрицания, эволюционные периоды (накопление количественных изменений) чередуются с революционными преобразованиями (переходом накопленного количества в новое качество).

               Из слабых малопроработанных мест Теории этногенеза можно выделить неразвитость критериев различения этносов и фаз этногенеза, а также спорную концепцию пассионарного толчка и самого феномена пассионарности. Что, впрочем, не умаляет заслуг гуманитария (Л.Н.Гумилёва) в творческом порыве поднявшегося до «высот» естественнонаучника. Восполнить сей пробел – задача будущих поколений учёных.

               Если охватить концепцию Гумилёва единым взглядом, то можно заметить, что жизнь этноса подобна жизни отдельного человека, только растянутой на 1200 – 1500 лет; у этноса тоже есть родина (месторождение), родители (этносы-субстраты), он проходит последовательно рождение, детство, юность, взросление, старение и смерть.

 

 

Тезаурус теории

 

               Этнос – устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей (системная целостность дискретного типа), существующий как энергетическая структура (работающая на геобиохимической энергии живого вещества). Э. противопоставляет себя всем прочим аналогичным коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и отличается своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени. Э. есть граница биосферы и технооферы, которая проходит не только за пределами человеческих тел, но и внутри них. Э. представляет реальный момент взаимодействия социального с биологическим,

               Комплиментарность положительная/отрицательная – ощущение подсознательной взаимной симпатии/антипатии людей, определяющее деление на «своих» и «чужих» (на «приятных» и «неприятных»).

               Стереотип поведения – изменяющийся по ходу времени набор навыков поведения членов этнической системы, передаваемый путем сигнальной наследственности. С.п. вырабатывается в процессе приспособления этноса к окружению и окружения к этносу.

               Суперэтнос – группа этносов, возникающих одновременно в одном регионе, и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность, взаимосвязанная экономически, идеологически и политически, что не исключает военных столкновений внутри суперэтноса. В отличие от столкновений на суперэтническом уровне, когда войны ведутся на истребление или порабощение чуждых этносов, войны внутри суперэтноса ведутся с целью достижения преобладания. Подобно этносу, суперэтнос противопоставляет себя всем прочим суперэтносам, но, в отличие от этноса, не способен к дивергенции.

Примеры суперэтносов: «франки» (впоследствии названный «Христианский мир», а затем «Цивилизованный мир»), «Византия», «Святая Русь», «Китай», «мир Ислама» и др.

               Субэтнос – этническая система, элемент структуры этноса. При упрощении этноса в финальной фазе число субэтносов сокращается до одного, который становится реликтом.

               Конвиксия – группа людей, объединенных однохарактерным бытом и семейными связями, низший таксон этнической иерархии. Иногда переходит в субэтнос.

               Консорция – группа людей, объединенных одной исторической судьбой, часто эфемерно на короткое время; либо распадается, либо переходит в конвиксию.

               Этногенез – процесс возникновения, становления, увядания и исчезновения (перехода в гомеостаз) этнической системы под влиянием энтропийного процесса потери пассионарности в историческом времени.

               Пассионарность – это биологический (наследственный) признак, врожденная способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать её в виде работы, избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта самосохранения и определяющий способность к сверхнапряжению.. П. переплавляет  комбинации этнических субстратов, преображая их в новые этнические системы.

               Пассионарный толчок – микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в коллективе людей, и приводящая к появлению новых этнических систем. П.т. нарушает инерцию покоя, что приводит к появлению поколения, которое самим фактом своего существования нарушает привычную обстановку, т.к. не может жить повседневными заботами, без «великой» цели. Необходимость сопротивляться окружению заставляет их объединиться и действовать согласованно.

               Пассионарная индукция – явление трансформации поведения гармоничных людей и субпассионариев в присутствии пассионариев. Люди гармоничные (а в еще большей степени – импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Но как только достаточное расстояние отделяет их от пассионариев, они обретают свой природный психоэтнический поведенческий облик.

               Пассионарий – человек, уровень пассионарности которого превышает инстинкт самосохранения.

               Гармоничная личность – человек, уровень пассионарности которого равен инстинкту самосохранения.

               Субпассионарий – человек, уровень пассионарности которого ниже инстинкта самосохранения.

               Императив поведения – идеальный принцип отношения этнического коллектива к индивиду, господство которого в стереотипе поведения этноса связано с фазой этногенеза или сменой фаз. И.п. негативный – стремление к уменьшение плотности системных связей в этнической системе. И.п. позитивный – стремление к увеличение плотности системных связей в этнической системе.

               Месторазвитие (родина этноса) – неповторимое сочетание элементов ландшафта, где этнос впервые сложился как системная целостность. М. выступает одним из компонентов этноса, с непременным сочетанием двух и более ландшафтов.

Например, основные процессы этногенеза в Евразии возникали: при сочетании горного и степного ландшафтов, лесного и лугового, степного и оазисного, лесотундры и тундры.

               Этноценоз (геобиоценоз) – закономерная динамическая система, элементами структурной целостности которой являются: этнос,  доместикаты (домашние животные и культурные растения), ландшафты (как преобразованные человеком, так и девственные), природные ресурсы, взаимоотношения с соседями (дружеские или враждебные), определённая динамика социального развития, сочетание языков и элементов материальной и духовной культуры.

 

 

Постулаты теории

 

1.        Этнос является формой существования вида «Человек разумный», а всемирную историю человечества можно понять и описать как процесс зарождения, развития и гибели этноса как системной целостности, протекающий по единому закону.

2.        Пассионарность создаёт и питает этнос энергией для великих свершений.

3.        Социальная история коллективов людей никак не связана с их этнической историей.

4.        Этническая принадлежность в сознании людей – явление всеобщее. Каждый человек обязательно причисляет себя к тому или иному народу (этносу).

5.        Первый биогеохимический принцип В. И. Вернадского: «Биогенная миграция атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению» объясняет все процессы биосферы, в том числе этногенезы.

6.        Этнос развивается в направлении, обеспечивающем уменьшение затрат биохимической энергии – пассионарности при сохранении себя и адаптации к среде (некий аналог принципа Ле-Шателье – Брауна в термодинамике).

 

 

Принципы, предмет (объект) исследования и применяемая методика

              

               Основным объектом изучения Теории этногенеза является этнос, как явление не сводимое ни к социологическому, ни к биологическому, ни к географическому фактору, а процесс жизни этноса (этногенез) – предмет её изучения.

               Принадлежность к тому или иному народу (этносу) людьми фиксируется непосредственно, как через причисление себя к определённой группе, так и через выделение своей группы из всех прочих подобных групп людей, без всякой возможности в процессе жизни сменить свою этническую принадлежность. Следовательно, этнос – явление природное, биологическое.

               Для изучения этносов применяется естественнонаучная методология познания с элементами диалектического материализма.

               В изучении исторических фактов и свидетельств источников плодотворен диахронический подход. Явление (процесс) изучается в аспекте его развития и изменения путём сопоставления состояний в разные моменты времени.

               Метод эмпирического обобщения позволяет извлекать и систематизировать информацию не только из источников (наличие сведений), но и из их молчания (отсутствие сведений).

               Принцип неопределенности в этнологии утверждает объективное ограничение возможностей исследователя точно описать событие и в социальном, и в этническом плане. В этнических феноменах налицо две формы движения – социальная и биологическая. Точность описания одной стороны мешает понять другую и наоборот.

               В изучении этносов плодотворен подход, совмещающий исторические и географические приемы исследования. Дабы избежать преуменьшения давних событий и преувеличения недавних, материал для изучения этногенезов взят за период с XII в. до н.э. по XIX в. н.э (в т.н. «историческую» эпоху от падения Трои до низложения Наполеона).

               Структурно-функциональный (системный анализ) применяется для изучения этносов, как сложных систем и их взаимосвязей, как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне.

 

 

Постановка проблемы

 

               Человек, подобно любому другому виду, стремится освоить возможно большее пространство с наибольшей плотностью населения. Почему же исторический процесс никогда не шёл гладко и поступательно, почему народы появляются и исчезают, культуры создаются и рушатся? Что мешает человеку, ограничивает его возможности?

                Каждый человек является одновременно и членом социума, и представителем народности, но оба эти понятия несоизмеримы и лежат в разных плоскостях.

               Проблема этногенеза лежит на грани исторической науки, там, где ее социальные аспекты плавно переходят в естественные. Этнос, как и язык, не привязан к конкретному социальному устройству – он может существовать в нескольких формациях. Влияние спонтанного развития общественных форм на становление этносов носит внешний характер.

 

 

Теоретические построения, гипотезы и общие соображения

 

                    В этнических процессах участвуют два ведущих фактора: старение, как потеря инерции первоначального пассионарного толчка, и смещение, как насильственное воздействие соседних этносов или других сил природы. В особые моменты жизни этноса (в моменты фазовых переходов) смещение может уничтожить этнос.

               Противопоставление «мы-они» – непременное условие этнической самоидентификации, которое характерно для всех коллективов людей всех эпох и территорий.

Примеры проведения этнических границ: эллины и варвары, иудеи и необрезанные, китайцы (люди Срединного государства) и ху (варварская периферия, в том числе и русские), арабы-мусульмане во время первых халифов и «неверные»; европейцы-католики в Средние века (единство, называющееся «Христианским миром») и нечестивые, в том числе греки и русские; «православные» (в ту же эпоху) и «нехристи», включая католиков; туареги и нетуареги, цыгане и все остальные и т.д.

               Возможным источником пассионарных толчков может быть космическое излучение. Нынешний уровень знания о ближнем космосе не позволяет проверить эту гипотезу, зато она не встречает фактов, ей противоречащих.

               Высокий накал пассионарного напряжения отмечается историками как буйство, дикость, бессмысленная жестокость. При снижении пассионарности характерно «человеколюбие», прощение слабостей, потом небрежение к долгу, потом преступления, что ведёт к перенесению безобразия с людей на беззащитные ландшафты.

               Исключительное значение пассионарности заключается лишь в том, что она – мера потенциальных возможностей конкурирующих этнических систем и потому определяет расстановку сил в данную эпоху, хотя и не детерминирует исхода событий.

               Этногенез – процесс природный, следовательно, независимый от ситуации, сложившейся в результате становления культуры. Он может начаться в любой момент; и если на его пути оказывается преграда из культурной целостности, он ее сломает. Если же он начинается на чистом месте, то этнос создаст собственную культуру. В обоих случаях порыв – это слепая сила природной энергии, не управляемая ничьим сознанием.

 

 

Структура этноса

 

               Крупнейшей единицей после человечества как такового является суперэтнос, т.е. группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность. Этносы, в свою очередь, делятся на субэтносы, т.е. подразделения, существующие лишь благодаря тому, что они входят в единство этноса. Без этноса они рассыпаются и гибнут.

               Этническая структура состоит из иерархической соподчиненности субэтнических групп (таксономических единиц, находящихся внутри этноса как зримого целого и не нарушающих его единства) и должна быть достаточно сложной, чтобы пережить века смятений и смуты.                Структура этноса подвержена саморегуляции – при нехватке субэтнических компонентов (изначальной этнической бедности), этнос «сам» начинает выделять их из себя (иногда оформляя как отдельные сословия).

Например, этнос «великороссы» в процессе существования выделил из себя субэтносы:, казаков, поморов, старообрядцев, сибиряков.

               В случае же этнической мозаичности и переизбытка многообразия, этнос избавляется от части субэтносов в ходе этнической интеграции.

Например, этнос «французы» включавший в себя: бретонцев, гасконцев, лотарингцев, бургундов, норманнов, аквитанцев и проч. избавился от гугенотов, как лишнего элемента своей структуры.

               Назначение всех этих субэтнических образований – поддерживать этническое единство путем внутреннего неантагонистнческого соперничества. Механизм возникновения субэтносов может быть выведен из образования консорции (артели, кружка, секты, банды или другого коллектива людей спаянного «общностью судьбы») впоследствии ставшей конвиксией (группой людей с однохарактерным бытом и семейными связями) и, в условиях изоляции, превратившейся в субэтнос.

               Структура и стереотип поведения этноса меняются от поколения к поколению, то быстро: поведение следующего поколения значительно отличается от предыдущего, то очень медленно: следующее поколение воспроизводит жизненный цикл предыдущего. Структура этнического стереотипа поведения представляет из себя строго определенные нормы отношений:

а) между коллективом и индивидом;

б) индивидов между собой;

в) внутриэтнических групп между собой;

г) между этносом и внутриэтническими группами.

               Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта. Подробнее о нормах поведения см. Теорию поведения К.Крылова.

               Каждый этнос обладает своим собственным ритмом формирующим т.н. этническое поле. Бессознательная симпатия или антипатия этносов друг к другу объясняется гармоничным или диссонансным сочетанием этих ритмов. Чужой ритм может нравиться, но несходство фиксируется сознанием как факт, не имеющий объяснения, но и не вызывающий сомнения. Ритмы этнического поля проявляются в неповторимом стереотипе поведения.

 

 

Варианты этнических контактов и образование новых этносов

 

               1. Ксения. Сосуществование этносов на одной территории, при котором этносы не смешиваются и не подражают друг другу, заимствуя только технические нововведения.

               2. Ассимиляция. Поглощение одного этноса другим с полным забвением происхождения и былых традиций поглощённого этноса.

               3. Метисация. Традиции предшествующих этносов сохраняются и сочетаются. Метисация обычно бывает нестойкой и существует за счет пополнения новыми метисами, может стать способом зарождения этноса путем дивергенции.

               4. Слияние. Предшествующие этносы-субстраты заменяются  возникающим новым этносом. Это главный, самый распространённый вариант этногенеза.

               5. Химера. Взаимодействие двух (или более) несовместимых между собой этнических целостностей (принадлежащих к различным суперэтническим системам), в котором паразит живёт не за счёт ландшафта, а за счёт этноса-насельника, высасывая из него средства для своего существования обманным (или насильственным) путём. Химера не способна к саморазвитию и всегда порождает антисистему с негативным мироощущением, выражающимся в стремлении к уменьшению плотности системных связей.

               6. Симбиоз. Сосуществование двух и более этносов на одной территории, каждый из которых занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы конструктивно взаимодействуют и обогащают друг друга.

 

 

Фазы этногенеза

 

               Любой, непосредственно наблюдаемый этнос – та или иная фаза этногенеза, а этногенез – глубинный процесс в биосфере, обнаруживаемый лишь при его взаимодействии с общественной формой движения материи, как процесс затухания пассионарного толчка в антропогенном окружении (см. Рис. 1).

Рис. 1.

По оси абсцисс отложено время в годах и указаны фазы этногенеза, по оси ординат пассионарное напряжение – P (Po соответствует гомеостазу), количество субэтносов – n (в гомеостазе субэтносов нет).

 

0. Пусковой момент этногенеза: пассионарный толчок в зоне разнообразного сочетания этносов и вмещающих ландшафтов, чему благоприятствуют различия в культурном уровне и типах хозяйства, несходные традиции, сочетание нескольких ландшафтных зон.

 

1. Фаза подъема, характеризуется стабильным повышением уровня пассионарности системы вследствие пассионерного толчка.

а) Скрытый период. Часть фазы подъема от момента пассионарного толчка (начала генетического дрейфа) до появления этноса как новой этносоциальной системы, обычно не оставляет заметных следов в истории.

б) Явный период. В какой-то момент на исторической арене появляется установимая (исторически) группа людей, или консорция, быстро развивающая и формирующая свое этническое лицо и самосознание («мы и не мы», или «мы и другие»). Начальные фазы этногенеза всегда крайне своеобразны, так как формируются в специфических ландшафтных и климатических условиях при неповторимом сочетании этнических субстратов и наличии различных традиций, преображаемых новым этносом. Рост пассионарного напряжения уже вызывает фиксацию событий современниками, но еще не приводит к этнической дивергенции и появлению новой системы.

Императив

               «Надо исправить мир, ибо он плох». «Мы хотим быть великими!» При подъеме пассионарности вырастает роль гармоничных людей, исправно несущих свои обязанности.

Ландшафт

               Этнос при своем возникновении «подтесывает» вмещающий ландшафт под свои потребности и одновременно сам применяется к условиям ландшафта; здесь действует принцип обратной связи, при котором природа страдает минимально. Тем самым создается устойчивый биоценоз, где для растений, животных и людей находятся свои экологические ниши.

Культура

               Пассионарный взрыв, инициирующий процесс этногенеза, как правило, губителен для предшествовавшей культуры. Но это нельзя назвать упадком, старые рамки разрушаются чтобы расчистить место под новые, а творческий импульс как таковой сохранялся, меняется только культурная доминанта.

Ощущение времени – Пассеизм

               Когда этническая общность вступает в первый творческий период своего становления, ведущая часть ее населения, толкающая всю систему, накапливает материальные и идейные ценности. Каждый активный строитель этнической целостности чувствует себя продолжателем линии предков, к которой он что-то прибавляет. Каждая прожитая минута воспринимается как приращение к существующему прошлому.

Итог развития

               Оформление этнической системы.

 

2. Акматическая фаза, характеризуется предельными колебаниями уровня пассионарности.

               Когда этнос предельно активен, а давление на ландшафт уменьшено,  она облекается в соответствующую времени социальную форму и выходит на широкую историческую арену, часто начиная территориальную экспансию. Оформление этносоциальной системы знаменует конец инкубационного периода фазы подъема. Акматическая фаза особенно часто является весьма пёстрой и разнородной по характеру, доминантам и интенсивности этнических процессов.

Императив

               «Будь тем, кем ты должен быть!» «Будь самим собой!» Гармоничные личности не исчезают в акматической фазе, когда при пассионарном «перегреве» гибнут одна за другой самые пассионарные особи.

Ландшафт

               В акматической фазе, когда этническая система набухает энергией, наступает пора завоеваний и миграций, природа страдает двояко. У себя дома пассионариям копаться в земле скучно, хозяйство приходит в упадок, вследствие чего идет восстановление природных ландшафтов. Зато страны, захватываемые пассионариями, страдают очень сильно. Жертвами завоеваний, как правило, становятся те этносы, в которых уровень пассионарного напряжения низок, что мешает им организовать эффективную оборону.

Итоговое состояние

               Захват ареала, установление рубежей для освоения и использования.

 

3. Фаза надлома,  представляет собой резкое снижение уровня пассионарности, сопровождающееся расколом этнического поля.

Императив

               «Мы устали от великих.» «Мы знаем, мы знаем, всё будет иначе!» В этот период гибнут не только излишние, но и нужные пассионарии, а подчас даже безобидные оригиналы. В фазе надлома вырастает значение субпассионариев, формирующих кадры исполнителей во время гражданской войны.

Ощущение времени – Футуризм

               Игнорирование не только прошлого, но и настоящего ради будущего. Прошлое отвергается как исчезнувшее, настоящее – как неприемлемое, реальной признается только мечта. Футуристическое мировосприятие опасно для окружающих только в чистых формах и высоких «концентрациях».

Ландшафт

               Антропогенное давление на ландшафт максимально и деструктивно.

Итоговое состояние

               Стабилизация пассионарности на оптимальном для комфортного существования уровне.

 

4. Инерционная фаза, характеризуется плавным снижением пассионарности в этнической системе.

               Идет накопление технических средств и идеологических ценностей.

Императив

               «Дайте же жить, гады!» «Будь таким, как я». В инерционной фазе, снова увеличивается значение гармоничных особей.

Ландшафт

               В фазе этнической инерции способность к расширению ареала снижается, и наступает пора воздействий на ландшафты собственной страны. Растет техносфера, т.е. количество нужных и ненужных зданий, изделий, памятников, утвари-разумеется, за счет природных ресурсов. Часть таких изменений – относительно безвредные искажения природы. Но там, где природные материалы заключены в оковы строгих форм, саморазвитие прекращается, заменяясь медленным, но неуклонным разрушением, которое часто бывает необратимым.

Ощущение времени – Актуализм

               Как только процентное содержание пассионариев уменьшается, наступает время, которое мы привыкли называть «расцветом», но правильнее было бы сказать «разбазаривание». Люди забывают прошлое и не хотят знать будущего. Они хотят жить сейчас и для себя. Они мужественны, энергичны, талантливы, но то, что они делают, они делают ради себя. Наследство, скопленное жертвенными предками, быстро растрачивается, и это производит обманчивое впечатление изобилия, почему и считается «расцветом».

Итоговое состояние

               Утрата пассионарности ниже оптимума.

 

5. Фаза обскурации, представляет собой снижение пассионарности ниже уровня сохранения этнической целостности, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт.

               Нет забот ни о культуре, ни о ландшафте. Фаза обскурации ужасна тем, что она является серией резких изменений уровня пассионарности, хотя и незначительных по абсолютной величине. Адаптация при столь быстрых и постоянных изменениях среды неизбежно запаздывает, и этнос гибнет.

Императив

               «С нас – хватит!» «Будь таким, как мы», т.е. не стремись ни к чему такому, чего нельзя было бы съесть или выпить. Люди и нетворческие, и нетрудолюбивые, эмоционально и умственно неполноценные, но обладающие повышенными требованиями к жизни начинают размножаться без ограничений.

               Значение гармоничных особей резко убывает в фазе обскурации, когда наряду с тихими субпассионариями, появляются буйные бродяги-солдаты – продукт отхода инерционной фазы, которые ловко расправляются с гармоничными особями и упрощают систему вплоть до потери сопротивляемости.

Культура

               Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в общественной жизни узаконивается коррупция, в армии солдаты держат в покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами. Все продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться, и для того чтобы властвовать, правитель должен применять тактику разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать своих соратников. Ценятся не способности, а их отсутствие, не образование, а невежество, не стойкость в мнениях, а беспринципность.

Итоговое состояние

               Гибель или переход в гомеостаз.

 

6. Фаза гомеостаза (мемориальная фаза), в которой отдельные представители сохраняют культурную традицию.

Императив

               «День, да мой!» «Помни, как было прекрасно!» «Будь сам собой доволен, тролль». Направленное развитие вырождается в подобие «броуновского движения», в котором элементы – отдельные люди или небольшие консорции, сохранившие, хотя бы частично, традицию, получают возможность противостоять тенденции к прогрессивному упадку. При наличии даже небольшого пассионарного напряжения и инерции бытовых норм, выработанных этносом в предшествовавшие фазы, они консервируют отдельные «островки» культуры, создавая обманчивое впечатление того, что существование этноса как целостной системы не прекратилось. Система исчезла, уцелели только отдельные люди и их память о былом.

Ландшафт

               Идет взаимодействие остатков этноса с обедненным ландшафтом, возникшим на обломках погибшего культурного ландшафта.

Ощущение времени – Безвременье

               Время не интересует людей, потому что они не извлекают из отсчета времени никакой пользы для той деятельности, которая их кормит. Люди последней фазы этногенеза теряют ощущение времени сначала за пределами своей индивидуальной или семейной биографии – «живой хронологии». В конечных этапах они ограничиваются констатацией времен года и даже просто дня и ночи.

Итоговое состояние

               Реликтовый этнос. Этносы, потерявшие былую пассионарность, могут существовать за счет пассионарности соседнего этноса, передаваемой даже не естественным путем, а через системные связи.

 

 

Механизм этнической регенерации этноса. Влияние ландшафта

 

               Фазы этногенеза, связанные с процессом упрощения этнической системы (надлом, инерция и в меньшей степени обскурация), часто нарушаются обратными процессами этнической регенерации. В этом случае инициативу социального обновления, отвечающего новым потребностям этнической динамики, перехватывают те этнические подсистемы, которые до того были скованы присутствием ведущего субэтноса или этноса. Лишь после того как прежний лидер очистит место, могут проявить себя силы, приостанавливающие процессы этнического упадка.

               Обычно среди субэтносов, образующих этнос, один является наиболее инициативным и, следовательно, ведущим. В нем пассионарность людей интенсивно преображается в деяния, и потому процесс растраты пассионарности идет быстро. Когда же ведущий субэтнос, исчерпав свои возможности, терпит крушение, один из периферийных субэтносов перехватывает эстафету, и процесс этногенеза, готовый прерваться, продолжается.

               Монотонный ландшафтный ареал стабилизирует обитающие в нем этносы, разнородный – стимулирует изменения, ведущие к появлению новых этнических образований. Изменение ландшафтов – не результат постоянного воздействия на нее народов, а следствие кратковременных состояний в развитии самих народов, т.е. процессов творческих, тех же самых, которые являются стимулом этногенеза.

 

 

Выводы и благодарности

 

               Русский этнос в настоящее время находится в окончании фазы Надлома. Весь 20й век судьба России три раза висела на волоске. Огромная удача уже то, что русские к 21му веку сохранились как системная целостность. Если мы выйдем из этой фазы этногенеза – нас ждёт «Золотая осень» цивилизации, память о великих открытиях, произведениях и достижениях которой надолго переживёт и Россию и Русский мир.

               Выражаю благодарность Сергееву Владимиру Михайловичу за рецензию данной статьи и ценные замечания, ссылки и соображения.

закрыть...

Оценок:  2   cредняя: + 2.00




>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=834682ENDITEMS GENERATED_TIME=2019.03.20 17.20.53ENDTIME
Сгенерирована 03.20 17:20:53 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/834682/thread_t?IS_BOT=1