Мировой кризис - хроника и комментарии



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 

Приглашаем на Семинар Михаила Хазина "Итоги выборов в США, мировые и страновые перспективы " (Санкт-Петербург, 10 декабря 2016) Cкидка 500руб.

-> Материалы М.Хазина  


Доклад о неплатежах

Михаил Хазин
5675 дней
 8194.84
Михаил Хазин [khazin]  
17.02.2004 14:32
Дублировано с khazin.ru
Темы: кредит , мультипликатор , неплатежи , сжатие денежной массы

Состояние с системой расчетов и монетизацией экономики в России на осень 1996 года


Для того, чтобы разбудить фантазию посетителей, помещаю свой доклад 1996 года о неплатежах, написанный для коллегии Минэкономики в ноябре 1996 г.

Доклад
О платежном кризисе и нормализации платежей и расчетов

1. Описание текущей ситуации.
Для преодоления кризиса неплатежей необходимо прежде всего решить задачу предотвращения накопления новой задолженности. В то же время, в настоящий момент есть ряд объективных причин ее появления, в частности:
а) Структура и объем денежной массы. В настоящий момент в России сложилась крайне неудовлетворительная структура денежной массы. В США, например, доля М2 в ВВП в начале 90-х годов составляла около 60%, в России в настоящий момент - менее 10%. При этом, доля наличных денег в М2 в США находится в районе 20-25%, а в России почти половина ее составляют наличные деньги. Отметим, что принципиальным здесь является не столько сама по себе величина денежной массы (поскольку она существенно меняется при изменении скорости оборота денег и для разных типов экономик), сколько отношение М2/М1, поскольку именно малость этой величины для России определяет ограниченность предложения банковского кредита (см. ниже). По этой причине сразу становится видна абсурдность идеи "чистой" денежной эмиссии - нам необходимо увеличивать М2 относительно М1, а она делает как раз наоборот.

В то же время значительные средства фактически выведены из сферы расчетов и направлены на финансовый рынок. В ноябре 1995 года суммарный объем ГКО и ОФЗ находящийся в обращении составлял по номиналу 227,8 трлн.рублей, то есть был фактически равен денежному агрегату М2. Теоретически, если бы данные заимствования государства возвращались в реальный сектор экономики, то это служило бы росту денежной массы (М2), однако данные средства вновь направляются на рынок государственных ценных бумаг, что при существующей ситуации с процентными ставками по ГКО и ОФЗ не увеличивает денежные средства в расчетах реального сектора, но вместе с тем прогрессивно увеличивает объем средств размещаемых в государственных ценных бумагах и соответственно уменьшает денежный мультипликатор.

б) Банковский кредит. Важную роль для нормального прохождения платежей и расчетов играет возможность получения банковского кредита. В СССР кредит выдавался Госбанком автоматически, по получению документов об отгрузке. В России в настоящий момент получить кредит крайне сложно, более того, объединенные кредитные возможности банковской системы не могут обеспечить всех потребностей промышленности. В частности, объем краткосрочных рублевых кредитов банков, выдаваемых экономике, за период с 1 января по 1 октября 1996 года вырос всего на 22% (в текущих ценах) и практически не изменился с начала года в сопоставимых ценах. По состоянию на 1 октября 1996 года общий объем требований денежных властей к нефинансовым организациям и организациям частного сектора составил 834 млрд.рублей, в то же время общий объем требований к коммерческим банкам составил около 13,1 трлн.рублей. Ситуация на рынке государственных ценных бумаг существенно снижает кредитный мультипликатор и возможности предоставления кредитов со стороны коммерческих банков.

Более того. Во всех странах с развитой экономикой объем кредитных ресурсов, необходимых для ее нормального существования составляет от 90 до 110% ВВП. Этот объем необходим, как для нормального финансирования (в него не включаются инвестиции) так и для платежной и расчетной системы государства. Именно такой объем кредитования был в СССР.
С 1992 года объем кредитования экономики неуклонно снижался и в России в 1995 году доля кредитов, выданных денежными властями и коммерческими банками составила всего 8% ВВП. В связи с тем, что целью любого хозяйственного субъекта является неуменьшение объемов производства, предприятия и банки, одни с целью обеспечения своей жизнедеятельности, а другие с целью обеспечения прохождения платежей, начали эмитировать денежные суррогаты.

в) Состояние банковской системы остается достаточно сложным. Количество банкротств банков резко увеличилось за последний год (после августовского кризиса 1995 года), у большинства существующих банков имеются существенные проблемы с ликвидностью, сроки прохождения платежей достигают нескольких месяцев. Даже платежи предприятий в бюджет задерживаются на весьма значительный срок (по неофициальным оценкам, общая сумма бюджетных средств, задержанных банковской системой колеблется от 2 до 10 триллионов рублей). Суммарный объем уставных капиталов банков в сопоставимых ценах уменьшается (как и суммарный объем собственных средств). Подобная ситуация естественна, поскольку основным ресурсом для провинциальных, средних и мелких банков (т.е. неуполномоченных) являлись, в отличие от развитых стран Запада, остатки средств на счетах предприятий-клиентов, а не средства на счетах граждан. В связи с тем, что в настоящий момент эти остатки практически исчезли, банки испытывают острый недостаток денежных средств и не в состоянии удовлетворять запросы клиентов. Общих кредитных ресурсов в банковской системе недостаточно для кредитования промышленности, при этом стоимость этих ресурсов не опускается ниже 50% годовых, при том, что промышленности требуется стоимость не выше 15% годовых.

г) Дополнительным фактором является неудовлетворительное состояние балансов предприятий. Предприятия не могут нормально проводить текущие платежи ввиду значительных объемов различного вида задолженностей (в частности задолженности бюджету).

д) Сужение внутреннего спроса. В результате резкого обесценения сбережений в период гиперинфляции и существенного понижения уровня жизни подавляющей части населения (усугубившегося невыплатами заработной платы), в стране существенно упал платежеспособный спрос. Однако это не могло сразу отразиться на изменении предложения продукции. В результате большое количество предприятий, не имея возможности модернизировать или перепрофилировать производство, работало не на рынок а на склад, что несомненно внесло определенный вклад в обострение проблемы неплатежей. Ситуация еще более усугубилась в результате проводимой государством политики, которая привела к "вытеснению" отечественных товаров конечного спроса с внутренних рынков (особенно это касается легкой и пищевой промышленности). В настоящий момент ограничения, наложенные на "челночный" бизнес, несколько выправили ситуацию, однако необходимо продолжать целенаправленную работу, направленную на защиту отечественны рынков.

Таким образом, объективной основой кризиса платежей является нынешнее состояние денежно-кредитной системы Российской Федерации и его преодоление может занять срок в несколько лет.

2. Источники неплатежей.
Для оценки источников неплатежей необходимо рассмотреть три аспекта проблемы: региональный, отраслевой, банковский.

Региональный аспект.
Причинами порождающими кризис платежей для регионов является необходимость финансировать ряд бюджетных и внебюджетных расходов, не зафиксированных заранее в местных бюджетах:
· заработную плату, выдаваемую за счет региональных бюджетов;
· оплату коммунальных услуг учреждениями, финансируемыми за счет региональных бюджетов (здравоохранение, образование, органы управления);
· не возмещенные в полном объеме дотации по ЖКХ, трансфертам;
· не оплаченные региональные инвестиционные программам;
· не компенсированные средства, необходимые для завоза топлива в районы Крайнего Севера;
· финансирование расходов, несвойственных для субъектов Федерации (затраты на кормление военнослужащих, отопление воинских частей, тюрем и т.п.);
· финансирование органов федеральной исполнительной власти на территории регионов, не финансируемых из фед.бюджета;
и многое другое.
Отсутствие денежных средств для финансирования этих проблем приводит к необходимости производить ЭМИССИЮ новых денежных суррогатов, либо самостоятельно, либо посредством дружественных финансовых институтов.
Отметим, что абсолютно аналогичная ситуация имеет место для федерального бюджета.

Отраслевой и банковский аспект.
Для предприятий и банков также часто возникает необходимость эмиссии дополнительных денежных суррогатов. Для предприятий это связано с необходимостью проводить денежные платежи - платить налоги и зарплату, для банков - необходимость кредитовать дружественные организации (предприятия или местные администрации) в условиях отсутствия свободных резервов.

Уголовные аспекты.
До сих пор мы рассматривали объективную экономическую ситуацию - в современных условиях невозможно удовлетворить все потребности в деньгах, однако как только ситуация с генерацией неплатежей появилась, она начала задавать новые "правила игры", в которых вольготно себя чувствуют криминальные структуры, которые просто повторяют все описанные выше действия по выпуску денежных суррогатов не с целью совершить социально и экономически необходимые действия, а с целью получить максимальный доход.

3. Механизм возникновения неплатежей

Фактически, существует всего один механизм возникновения неплатежей, который используют все перечисленные выше субъекты их генерации (федеральный бюджет, местные бюджеты, предприятия, финансовые учреждения) - это выпуск денежных суррогатов под будущие доходы (более или менее реальные для "честных" участников рынка, фиктивные - для криминальных). Бюджеты разных уровней выпускают КНО или НО, или дают гарантии по банковским векселям, предприятия выпускают товарные векселя, обеспеченные произведенным, по непроданным или неоплаченным товаром, финансовые структуры выпускают векселя, обеспеченные дебиторской задолженностью и т.п.

Если денежные суррогаты используются экономически "корректно" (точное определение дать сложно, имеется в виду направление использование, дисконт, обеспеченность бумаги), то после их погашения и участники расчетов, и экономика в целом не несут серьезных убытков (хотя при этом доля экономики, обслуживаемая рублем и, тем самым, прозрачная для налоговых служб государства, сокращается). Однако, в случае некорректного использования в денежно-кредитном секторе начинаются серьезные перебои, которые быстро переходят на всю экономику в целом.

4. Возможные меры

Следует еще раз констатировать обстоятельство, отмеченное в п.1 настоящего доклада - в настоящий момент экономика России не может обойтись без эмиссии денежных суррогатов без существенного падения (в разы) уровня ВВП. В связи с этим принципиальным является вопрос о приведении этого рынка в цивилизованное и контролируемое состояние. Для этого необходимо:
n взять под контроль все возможные центры эмиссии суррогатов;
n четко определить порядок взаимоотношения рублей и суррогатов (в частности, порядок налогообложения суррогатов);
n заменить колоссальное количество различных видов и типов суррогатов всего несколькими их вариантами (например, за счет государственной поддержки)
n ужесточить порядок ответственности конкретных руководителей за использование денежных суррогатов с целью уклонения от налогообложения.

Более подробно.
А) Центры эмиссии суррогатов. Как следует из приведенного выше анализа, к таким центрам относятся: министерство финансов Российской Федерации, органы финансового управления субъектов в составе Российской Федерации и местных органов власти, финансовые компании и банки, отдельные предприятия. Для каждого из них следует:
n для Министерства финансов РФ - максимально строго принимать федеральный бюджет и его исполнять. В случае недопоступлений доходов применять жестко прописанную процедуру секвестирования. Строжайшим образом запретить эмиссию суррогатов - в частности, гарантий по векселям коммерческих банков. В случае нарушения обязательств Минфином России - разработать условия и механизмы компенсации (зачеты);
n для органов финансового управления субъектов в составе РФ - установить жесткий контроль за проводимой регионом денежной политикой. Для этого с каждым субъектом заключить договор, по аналогии договора МВФ с Российской Федерацией, причем выполнение этих договоров должны являться обязательным условием выплаты трансфертов. В случае эмиссии ценных бумаг под будущие поступления из центра - уменьшать эти поступления в зависимости от параметров эмиссии (разработать и принять соответствующие инструкции Минфина России).

Б) Порядок взаимоотношения суррогатов и рублей.
Госналогслужбе России, налоговой полиции и Прокуратуре в случае обнаружения нового вида суррогатов автоматически проводить расследование в центре его эмиссии. Изменить стандарты бухгалтерского учета с целью усиления контроля за оборотом суррогатов.

В) Федеральная вексельная программа.

Вексель, как финансовый инструмент, обладает рядом положительных особенностей в России на текущий момент. В частности, скорость его обращения не зависит от состояния банковской системы и его нельзя непосредственно обменять на ГКО или купить на него доллары. К сожалению, в настоящий момент доверие к этому инструменту подорвано в связи с широкомасштабным выпуском "бронзовых" векселей в условиях отсутствия в стране механизмов, позволяющих определить его реальную обеспеченность. По этой причине предлагается создать Федеральный вексельный центр, которому будет разрешено принимать от банков принадлежащие им ГКО и взамен выдавать свои векселя со сроком погашения совпадающим со сроком выплат по принятым ГКО и с их же номиналом. Банки же этими векселями кредитуют промышленные предприятия. Реализация данной программы позволит:

увеличить кредитные ресурсы банков (особенно, провинциальных) за счет обеспеченных ценных бумаг. Более того, есть основания считать, что для предприятий этот кредит будет достаточно дешевым, поскольку для банков процентный доход по подобным кредитам будет приплюсовываться к доходу по ГКО;

улучшить структуру денежной массы;

проплатить цепочки неплатежей. При этом, выбор этих цепочек целиком будет определяться коммерческими банками (заинтересованными в возврате средств), что исключит субъективизм, свойственный исполнительной власти. Более того, можно ожидать, что все замкнутые цепочки (особенно включающие в себя региональные бюджеты), по которым в принципе можно ожидать прохождения платежей таким образом будут проплачены;

через несколько месяцев действия этой программы можно будет четко отделить предприятия жизнеспособные (у которых доля просроченной задолженности, как дебиторской, так и кредиторской, будет уменьшаться) от предприятий-банкротов. Первым надо помогать (см. ниже предложения по реструктуризации задолженности), вторых - банкротить и продавать с молотка (с учетом долгов);

можно предположить, что в результате выполнения этой программы увеличатся покупки на рынке ГКО, что понизит для государства стоимость заемных средств и облегчит финансирование бюджетного дефицита;

в дальнейшем, можно будет вытеснить векселя нормальными рублями, что позволит совершить дополнительную эмиссию без сопутствующей инфляции (и, тем самым, расплатиться с долгами бюджета), а также обеспечить прирост налоговых поступлений от предприятий, "развязавших" свои неплатежи.

В дополнение можно отметить, что подобный Центр может служить крупным клиринговым центром для "расшивки" неплатежей.

Г) Ответственность руководителей.
В случае обнаружения в результате проведения расследования личной заинтересованности руководителей отдельных предприятий и банков в выпуске и обращении суррогатов (в частности, занижению кассовых планов по инкассации), шире применять уголовное наказание (особенно, в случае укрывательства от налогообложения), обязательно с конфискацией имущества, восстановить внебюджетные фонды налоговой полиции и Госналогслужбы.

В дополнение к вышесказанному следует отметить следующие обстоятельства:
1. Реструктуризация задолженности. Проводить реструктуризацию имеет смысл только после того, как будут четко разделены предприятия на те, которые могут "выжить" и те, для которых это уже невозможно. Для этого можно использовать ряд критериев (уплата текущих платежей в бюджет, уменьшение дебиторской и кредиторской задолженности в результате применения вексельной программы и т.п.). После проведения реструктуризации для первых, вторые должны жестко банкротиться и их работникам платиться пособия по безработице (соответственно, с бюджетов регионов снимается проблема поиска средств для выплаты заработной платы).

2. Необходимо продолжать уменьшать доходность по ГКО, а также реструктуризировать внутренний госдолг в пользу более долгосрочных бумаг (в случае успеха федеральной вексельной программы это будет достаточно просто).

3. Как уже отмечалось, существенной проблемой является уменьшение внутреннего конечного спроса. Для преодоления этой проблемы необходимо рассмотреть вопрос об изменении валютной политики государства (девальвации рубля).

4. Необходимо жесточайшим образом отслеживать выполнение социальных обязательств (и не давать невыполнимые). Средства граждан на депозитах в банках должны стать основой инвестиций (а не направляться на рост пирамиды ГКО), кроме того их увеличение позволит улучшить структуру денежной массы.

5. Необходимо разрабатывать новые виды социальной помощи. В частности, можно рассмотреть программы обязательного страхования отдельных групп граждан (военнослужащих, работающих на Крайнем Севере и в условиях повышенной опасности и т.д.). Резервы по этим видам страхования должны направляться страховыми компаниями на покупку долгосрочных государственных ценных бумаг, а государство в свою очередь, использовать деньги для реструктуризации внутреннего долга и на инвестиции (в рамках бюджета развития). При этом, та часть средств, которая будет направляться на инвестиции может быть направлена на обязательное страхование за счет прямой эмиссии (поскольку эти средства не приведут к инфляции). Отметим, что в случае страхования, выдача живых денег гражданам автоматически будет адресной - если произойдет страховой случай.

6. Налоговая политика.
Необходимо усиливать налогообложение малого и среднего бизнеса и физических лиц (имеется в виду не увеличение налога на одного субъекта, а увеличение количества субъектов, с которых этот налог в принципе собирается). В частности:
· ввести сбор налогов с фактически потраченных средств;
· брать налог на имущество со страховой суммы (а страховщиков обязать оценивать недвижимое имущество);
· изменить налогообложение граждан - индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (приравнять их по части налогообложения к юридическим лицам, особенно при уплате НДС);
· усилить контроль за обращением наличных денег (ввести обязательный контроль Госналогслужбы России за кассовыми планами предприятий и инкассацией наличной выручки).

ноябрь 1996 г.

Примечание: доклад был впервые размещен на сайте 14.07.2003. По этой ссылке есть его обсуждение.

Просмотров за 24 часа 0 всего 11475
написано 20 октября 1996  
В обсуждении 9 комментариев
Оценок:  29   cредняя: + 1.97


Обсуждение: 9 комментариев, последний - 07.05.2014 15:32,

Просмотр и участие в обсуждениях доступно только зарегистрированным пользователям.

Регистрация на сайте так же позволит вам выставлять оценки материалам и комментариям, получать рассылки самых интересных материалов сайта, и массу других полезных возможностей!

Если вы были зарегистрированы ранее, войдите на сайт
Логин или email:    Чужой компьютер
Пароль:    Забыли пароль?


   
Если нет - зарегистрируйтесь сейчас
Логин*:
Допустимы только маленькие латинские буквы
Вас зовут*:  
(введенное имя будет использоваться для именования вас на форуме, в ваших материалах и др.)
Пароль*:    Повторите пароль:   
e-mail*:
Этот e-mail будет использован для доставки вам сообщений от сервера. Адрес скрыт от просмотра всеми, кроме вас, и не передается третьим лицам. Не рекомендуется использовать почтовые адреса сервисов hotmail.com & live.com! Эти сервисы не принимают почту от нашего сервера.
Проверочный код:

Чужой компьютер
    

Или войдите на сайт через какую-нибудь социальную сеть

вход через соцсети





Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-2016


IN_PAGE_ITEMS=86492ENDITEMS GENERATED_TIME=2016.12.08 09.02.11ENDTIME
Сгенерирована 12.08 09:02:11 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/86492/article_t?IS_BOT=1