Мировой кризис - хроника и комментарии
Публиковать

Ближайший вебинар ДИСКУССИОННОГО КЛУБА

22 Окт, Вторник 20:00

Архив вебинаров



Новости net.finam.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100  
 


->

Вспомним Аргентину и 1998 год

Простые уроки истории Аргентины Дата документа: 25 декабря 2001 Автор: Леонид Пайдиев
Простые уроки истории Аргентины.
Несчастная Аргентина продолжает падать в бездну. Происходит то, что предсказывалось российскими специалистами ещё в 1998 году. Тогда нам уже навязывали валютное управление. Слава Богу и мужеству отдельных политиков, таких, как например Глазьев, таких публицистов как Величенков благодаря усилиям которых эта зараза не прошла. В России в отличие от Аргентины холодно и последствия были бы страшнее.
Почему аргентинская ведёт к катастрофе? Что ждёт должников банкротов?
С государствами должниками понятно: будет ускорено создание механизмов внешнего управления. Об этом уже подробно написала Алина Гонтмахер.
"Заместитель директора МВФ Анна Крюгер представила план, главная цель которого - изменение взаимоотношений стран-должников и кредиторов и в конечном итоге смягчение финансовых кризисов, гармонизация отношений должников и кредиторов.
Предполагается, что в рамках нового механизма страна-должник получит юридическую защиту от кредиторов, препятствующих реструктуризации долга. В ответ она должна будет дать обязательство по возможности удовлетворить требования кредиторов. При этом принятие решения о сроках и условиях реструктуризации по-прежнему будет находиться в руках кредиторов и должника. МВФ планирует оставить за собой только право принятия принципиального решения.
Для принятия плана Крюгер необходимо, чтобы на правлении МВФ, объединяющем страны-акционеры, за него было подано 85% голосов. В поддержку реформы политики МВФ уже высказались главные акционеры фонда - США и Великобритания. Фонд будет поторапливать правительства: затягивание с принятием решения грозит оставить МВФ без работы или, по крайней мере, привести к потере им роли главного международного финансового института". Конец цитаты.
Попросту для должников вводится схема внешнего управления, "касса Оттоманского долга". Такая схема разорение для страны. Нет, по глупости в рамках ментальности истеричной дамочки "пусть нас кто-нибудь оккупирует!", это ничего, но человек знающий реальную историю знает, как Турция из за этой кабалы была отброшена в нищету, потеряла нефтяные месторождения Ближнего Востока и Ирака, ввязалась в войны.
Почему аргентинская модель денежно кредитной политики ведёт к катастрофе?
Потому что возможность создавать деньги из воздуха обогащает государство. А её отсутствие делает почти невозможным развитие экономики на рыночных принципах. Аргентинская схема, как и золотое обеспечение, ограничивает возможность эмиссии. Об этом, и о том, что надо делать, подробно написано в статьях на этом сервере. Но кратко можно напомнить:
Выпуск бумажных денег достаточно дорог: это требует дорогостоящей печати, содержания специального аппарата по борьбе с подделками и поддержанию стабильного курса данной денежной единицы. Зачем это делает государство? Эмитирующий деньги получает сеньораж эмитента: государство продаёт бумажные деньги гражданам по цене золотых денег. То, что присваивала себе золотодобывающая отрасль, государство может теперь использовать на собственные нужды.
Это значительные средства: в большинстве стабильных стран отношение обращающихся денег к ВВП составляет 70%. Если ВВП вырастет на 1%. то Государство получит доход в 0,7% ВВП. Оно может его использовать на нужды общества. Если не иметь подобного механизма, то страна должна отдать 0,7% ВВП на покупку золота у других стран или, как сегодня, покупку долларов. То есть прирост ВВП не обогатит страну, он станет невыгодным для общества. Когда каждый процент прироста ВВП требует затратить 0,7% ВВП для увеличения обслуживающий денежной массы, экономический рост невозможен. Эту закономерность эмпирически установили в Китае к 11 веку и в арабской Испании к 13.
Именно поэтому любое государство главной своей экономической и политической задачей ставит повышение спроса на национальную валюту, расширение сферы её обращения. Сегодня самых больших успехов в этой сфере достигли США. Без победы в конкурентной борьбе рубля над долларом внутри страны, надеяться на снижение налогов и экономический рост невозможно: каждый процент прироста ВВП и рост оборота торговли мы должны оплачивать США. И это не оборот речи, а реальность имеющая денежное выражение.
Эффективность политики сеньоража определяется относительной величиной золотовалютных резервов, обеспечивающих устойчивость денежного обращения. В царской России или современной Швейцарии эмитированные деньги М0 на 50% обеспечивались золотом, это рекордный показатель. В России же золотовалютные резервы, пересчитанные по текущему курсу на 30% превышают денежную базу. Даже Аргентина не имеет такого обеспечения (там предполагается 100% обеспечение выше определённого предела более 1/4 ВВП). В России сегодня самая дорогая и неэффективная для общества эмиссия.
Деньги обеспеченные золотом, то же золотое обращение. "Недоедим, а вывезем", - заявил Вышнеградский. И вправду, везли хлеб на экспорт даже в самый лютый голод. Созданный этим бывшим математиком золотой запас и крепкий рубль очень помог революции и поражению в мировой войне. А з теперь вот аргентинский крах. Скоро будет и новый русский катаклизм, ибо денежно кредитная политика либералов не намного мягче аргентинской.
В условиях постиндустриальной экономики механизмы безинфляционной играют решающее значение:
Основную прибыль в условиях ожесточённой конкуренции, постоянного технического перевооружения, постоянных переворотах в технологиях получает не производитель, не собственник капитала, а тот, кто может мобилизовать средства с открытого рынка.
Эту деятельность можно назвать инвестиционным бизнесом. Её суть – в распределении рисков и их страховании. Любой проект может быть представлен как типичное страхование (страхование оборудования, недвижимости, коммерческих и политических рисков и т.п.) и гарантирование инвестиций. Такая деятельность требует создания необходимых страховых, резервных фондов и страхования рисков в многоступенчатых системах консолидации и распределения рисков. Реально страховой, инвестиционный и чисто банковский бизнес сегодня представляют из себя единое целое, в том числе и на уровне собственности. Даже на бытовом уровне любой кредитный договор автоматически сопровождается пакетом страховых договоров.
То, что только крупные банки побеждают в этой борьбе, стало общим местом. Меньше обращают внимание на вторую составляющую: стоимость резервов. Если кредитная организация близка к эмиссионному центру, то она может иметь меньшие размеры резервов. Она может предоставлять свои услуги по более низким ставкам. В трудный момент её выручит государство. Именно это преимущество демонстрируют банки США – члены ФРС.
Более того, если наступает кризис, банк, оперирующий деньгами частных инвесторов. попадает в тяжелейшее положение: деньги изымаются. А банк, опирающийся на ФРС, получает льготный кредит по ставке 4% годовых. В этом разница между крупнейшими банками США и их конкурентами.
Только банк, имеющий кислородную подушку ФРС, может оперировать на рынке кредитования венчурных проектов, то есть кредитования внедрения достижений НТП. Именно поэтому страна, не имеющая эффективного эмиссионного центра, связанного с коммерческими банками, просто не имеет будущего. Примером такой страны является обречённая Аргентина.
Банк России в своих материалах "Концептуальные вопросы развития банковской системы Российской Федерации" (далее Концепция) на стр. 8 пишет: "Уровень монетизации экономики (отношение объёма денежной массы (М2) к ВВП) в России 16% - это один из самых низких показателей в мире".
Монетизация экономики - интегральный показатель, отражающий доверие общества, экономических агентов к национальной валюте и к политике денежных властей и степень кредитной активности. Уровень монетизации определяется для экономики, в конечном счете, её уровнем развития. Если монетизция далеко обгоняет текущий уровень развития, это означает высокие темпы роста, если они примерно соответствуют, темпы роста низкие. Нехватка своих денег означает использование чужих, которые общество покупает за реальные продукты. Это требует большого положительное сальдо торгового баланса, которое целиком расходуется на экспорт капитала. В случае если монетизация далеко отстает от уровня развития экономики, как в России, имеет место быстрый спад. Адаптация экономики к новому уровню монетизации означает в лучшем случае невозможность экономического роста, стагнацию. Стагнация автоматически приводит к оттоку капитала из страны.
Сразу надо отметить, и весь опыт пореформенной России тому свидетельство, что уровень монетизации и инфляция не связаны между собой. Проблема заключается в использовании технологий неинфляционного увеличения денежной массы.
Внедрение всех современных финансовых технологий, позволяет синтезировать систему, обеспечивающую монетизацию ВВП до 70% ВВП. Чем больше страна, масштабы её экономики, её самодостаточность, тем большего уровня монетизации возможно достигнуть. Если не играть абстракциями, то мы должны сказать, что чем выше кредитная активность, чем надёжнее кредитные механизмы, тем выше уровень денежной массы, поглощаемой экономикой без инфляции. В России пытались регулировать денежную массу с помощью операций на открытом рынке и бюджетной рестрикции. Итог этого к 1998 году был уже очевиден: система неустойчива, разорительна, а российские деньги не пользуются доверием основных агентов экономики. Достаточно сказать, что уровень монетизации российской экономики резко уступает даже сопоставимым странам, находящимся на переходном этапе, не говоря уже о современных западных странах. Например, в Словении отношение денежной массы к ВВП составляет 35%, в западно-европейских странах — 70-80%, в США — 120%. В итоге государственный бюджет, подарив сеньораж эмитента другим государствам и коммерческим банкам лишился доходов эквивалентных своей доходной базе за 5-7 лет.
Возможность получения эмиссионной выгоды толкает и других субъектов экономики на эмиссию собственных денег, платёжных средств. Неизбежно, получив вначале сеньораж эмитента, они позднее сталкиваются с теми же трудностями, что и государство: поддержание ликвидных резервов, обеспечение ликвидности, борьба с подделками. Деньги пользуются спросом, их признают, если их можно использовать при самых разных платежах. И здесь государство вне конкуренции: если бумажными деньгами можно платить налоги, то их все будут приобретать с удовольствием.
В итоге новое расчётное средство не может выдержать конкуренции с универсальным расчётным средством - долларом. И все вексельные и зачётные пирамидки рушатся, уничтожая оборотные средства предприятий.
Никто не заменит российское государство. И никто не снимет ответственности с Банка России за то, погибнет она через несколько лет или возродится. Третьего сценария не будет.





>
Материалы данного сайта могут свободно копироваться при условии установки активной ссылки на первоисточник.

Change privacy settings    
©  Михаил Хазин 2002-2015
Андрей Акопянц 2002-нв.


IN_PAGE_ITEMS=ENDITEMS GENERATED_TIME=2019.10.17 16.35.19ENDTIME
Сгенерирована 10.17 16:35:19 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/95291/article_t?IS_BOT=1